Страница: 3/4
До развертывания крупного строительства в монастыре в 1680 году начали возводить святые трехарочные ворота. Как только в 1691 году над ними поставили “ нарышкинский “ четверик , туда сразу же переместили церковь Покрова Пресвятой Богородицы , а к 1694 году над воротами возвысились стройные ярусы восьмигранной колокольни - звонницы с луковичной главкой , установленной на изящной шейке . Строительством колокольни и каменных стен композиционно и архитектурно завершили западную сторону монастырского ансамбля , которым вот уже 300 лет любуются москвичи . Причем все затраты на обновление и строительство оплатили Нарышкины .
В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровны по проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей Матери . Небольшой храм , строительство которого завершилось через 11 лет , дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими кельями , встроенный западной стороной в прясло стены .
Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными воротами , выходящими в Крапивенский переулок , рядом с Братскими кельями поставлена церковь святого Пахомия Великого . После пожара 1812 года ее упразнили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки . Но 13 сентября 1914 года на средства некой Ф.В.Лесковой восстановили , но освятили уже во имя святых апостолов Петра и Павла . Все возвращается на круги своя .
В одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божьей Матери . Казанская Божья Матерь явилась в городе Казани в 1579 г . эта икона была найдена земле под печью згоревшего дома, завернутая в старое сукно. На месте явления её выстроен женский монастырь. Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу в 1613 году и освободил город от поляков. По изгнанью врагов князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божьей Матери, где и поставил икону (храм, разрушен в 1930 г . ныне востановлен). Эта икона сейчас находится в Петербурге в Казанском соборе.
Известно , что в конце 19 века художник М.В.Нестеров в одной из церквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского (Храповицкого)- потомка знаменитого стас - секретаря Екатерины второй , автора известных записок об отделении церкви от государства . Изображен он был стоящим на амвоне перед царскими вратами и произносящим проповедь . Очевидцы свидетельствуют , что портрет был очень красив по колориту: цвета церковного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладом иконостаса .
Монастырь принадлежал к числу богатых особенно в 17 - 18 веках . В его подчинении находились земельные вотчины и мелкие загородные монастыри . Если в 1678 году за ним числилось 519 крестьянских дворов , то через 22 года их уже было 612 . К 1744 году монастырь владел 5998 крестьянами . Правда , после реформы Екатерины второй за ним к началу 20 века оставалось всего 50 гектаров пахотной земли . Губернская реформа 1775 г . и “ Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства “ представили этому сословию, монопольное право на владение крестьянами и землей. В то же время на содержание обители государственная казна ежегодно выплачивала жалованье в сумме 1249 рублей 37 копеек . Какой-то доход приносили также вклад и пожертвования прихожан .
Петровская обитель получила архимандрию во второй половине 17 века с правом участия в деятельности церковных соборов . Во времена секуляризации в 1764 году ее причисляли ко второму классу с возведением в степень ставрогиального монастыря (Ставрогиальный монастырь — находящийся в прямом ведении патриарха или Синода), а с 1775 года он стал епариальным . В его помещениях разместили духовный цензурный комитет и склады , а позднее и епархиальную библиотеку Московского общества любителей духовного просвещения .
Нельзя не отметить и тот факт , что в период эпидемии чумы 1771 года в монастыре открыли карантин и лечебницу . В сентябре 1812 года трибунал французского маршала Мортье казнил несчастных горожан , подозреваемых в поджогах , и тут же у колокольни их хоронили . Обитель разграбили , святыни осквернили . Лишь через 50 лет была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Итак , после стрелецкого бунта 1682 года Боголюбская церковь стала усыпальницей бояр Нарышкиных . Первыми , как упоминалось , здесь были погребены дяди Петра 1 - Иван и Афанасий , над могилами которых он в 1690 году поставил белокаменные гробницы . Здесь же покоятся его бабушка - Анна Леонтьевна и мать - Наталья Кирилловна , скончавшаяся в 1694 году 43 лет от роду . Сюда же привезли из Кирилло - Белозерского монастыря тело его деда Кирилла Полуэктовича , умершего при загадочных обстоятельствах 30 апреля 1691 года. В 1662 году сторонники Милославских насильно постригли его в монахи и сослали в далекую обитель . По желанию Петра останки Кирилла Нарышкина захоронили в склепе часовни , поставленной по этому случаю рядом с собором Боголюбской Божьей Матери . К концу 19 столетия в соборе было 18 памятников - гробниц , не сохранившихся до наших дней . Тогда они располагались в трапезной по три в ряд - девять мужских справа и девять женских слева . На надгробных камнях - черные дощечки с надписями . После 1771 года здесь уже не хоронили .
Реферат опубликован: 9/06/2009