Страница: 1/10
План сочинения
1. понятие греха |
1.1. Актуальность знания природы человеческой греховности |
1.2. Определение понятия «грех» православными авторами |
1.3. последствия первородного греха |
2. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ |
2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ О ГРЕХЕ |
2.2. УПОМИНАНИЕ ГРЕХА И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ |
2.3. ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ |
2.4. «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23) |
3. Выводы |
приложениЯ: 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ
(по учению преподобного Иоанна Лествичника) 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРЕХОВ 3. СТРАСТИ И СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ (по учению святителя Игнатия (Брянчанинова) 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО МЫТАРСТВАМ (по повествованию блаженной Феодоры о воздушных мытарствах, проходимых после смерти просвещенными святым Крещением и верующих в Господа Иисуса Христа) |
Список литературы |
«Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией».
Свт. Иоанн Тобольский.
1. понятие греха
1.1. Актуальность знания природы человеческой греховности
Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что «святые все то, что встречалось с ними в жизни (приятное и неприятное), приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали своего внимания грехи чужие, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи» [18, с. 28].
Мы же, до конца невоцерковленные и глубоко грешные люди, по убогости своей духовной часто задаемся вопросами типа:
§ Если грех совершили Адам и Ева, то почему за него должен отвечать я?
§ В чем истинная причина моей греховности?
§ Что такое для меня понятие греха?
Не находя на эти вопросы верного православного ответа, начинаем выискивать соринку в чужом глазу и не замечаем бревна в своем – фактически (зачастую незаметно для самих себя) отдаляемся от Господа нашего Иисуса Христа, по сути предаем Его.
Епископ Варнава (Беляев) указывает: «с первых дней своего существования люди пошли двумя путями – путем жизни и путем смерти; путями, такими непохожими один на другой и расходящимися все более и более в противоположные стороны с течением времени. Сам Христос указал на них и предостерег своих последователей, чтобы последние не сбивались с истинного пути на ложный» [4, с. 15].
Чтобы внять предупреждению Господа (Мтф. 7, 13, 14; Лк. 13, 24) для многих из нас важно нащупать и прочувствовать корень своего зла. Однако сделать это, не впадая в прелести, можно только на основе искренней молитвы Господу нашему Иисусу Христу, углубленного изучения Священного Писания, трудов Отцов Церкви в области нравственного богословия, жизнеописаний Угодников Божиих. Предметом же нашего описания является Евангельское учение о грехе.
1.2. Определение понятия «грех» православными авторами
Протоиерей Серафим Слободской в Законе Божием говорит о том, что «без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех» [28, с. 32].
В репринтном издании Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря [27] нет специального определения понятия «грех», но дано четкое определение понятия «зло», которое трактуется как «явление, противоположное добру, отрицающее последнее … зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на:
1. зло физическое – все, что нарушает развитие физического бытия (болезни и т.д.);
Реферат опубликован: 29/03/2006