Страница: 1/4
Kemet – так называли свою страну древние египтяне. История Египта неотделима от его мифологии и религии, вера в богов занимала основное место в жизни египтянина. Остатки религиозных представлений, символики, магии легли в основу таких мировых религий как христианство, ислам, иудаизм, а так же различных сект. Религия Египта – явление очень многообразное, в ней сочетается фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеизм, теология и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится об сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства, а позже и плавно перешла в христианство в виде почитания тел или их остатков различных мучеников, святых и т.п. радетелей за все человечество.
Следует упомянуть, что в Египте не было государственной религии в современном понимании, как не было и единой церковной организации. Хотя у каждого бога были свои верховные жрецы, но они небыли объедены и существовало постоянное соперничество между жреческими группировками за влияние. В связи с этим не существовало обязательных для вей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Религия египтян представляли собой соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Сами египтяне ощущали эти противоречия, жрецы таких крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др. стремились упорядочить исторически возникшее хаотичное нагромождение религиозных верований. Но психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже при их противоречии новым религиозным концепциям, глубокая приверженность традиции характерны для египетской религии. Литературные источники так же разнообразны и противоречивы, от действительно научных трудов, написанных крупными египтологами, в которых можно найти рациональное объяснение религиозного мышления египтян. И до популярных изданий которые претендуют на наукообразность, но содержащиеся в них сведения могли возникнуть только в воспаленном воображении их авторов, так как история Египта, а так же и его религия в настоящее время обросли таким количеством легенд, суеверий и т.п., что вполне может считаться новой религией.
Египетская магия возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем против кого она применялась. Важное значение придавали древние египтяне амулетам, они были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. Существовало два типа амулетов: те, на которых написаны магические формулы, и без надписей. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе который клался вместе с амулетом на умершего, и имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю.
Существовало множество разнообразных амулетов, часть из них была строго регламентирована как и по изображению и форме, так и по материалу из которого сделана. К тому же, любое кольцо, кулон, украшение или другой подобный предмет, на котором было начертано имя бога, его эмблема или изображение, становился защитным амулетом, и сила его сохранялась пока не разрушался материал или не стиралось изображение или надпись.
Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим, для того , чтобы в загробном мира он выполнял все обязанности которые прикажут умершему боги. Фигурки ладей или животных с соответствующими магическими словами так же использовались для зашиты людей от злых сил. Но эти фигурки сделанные из воска можно было использовать и для нанесения вреда изображенному на них человеку. Впоследствии восковые фигурки стали основным инструментом черной магии, но и не только магии, так имело широкое распространение принесение восковых изображений больных частей тела в христианские храмы, и принесение их к изображениям святых.
Реферат опубликован: 30/07/2006