Страница: 7/12
Равноправие, диалог религий - важный фактор устойчивого развития России.
Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждого человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и разных национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость, стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию. Религия может быть также дестабилизирующим фактором если не установлен межконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание и веротерпимость (пример Ирландия, Ближний Восток).
Усиление роли религии в жизни российского общества идет параллельно с ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут его к дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, другим народам. Среди 16-25 летних- доля отрицательно относящихся к исламу и католицизму в 2-2.5 раза больше, чем у старших поколений. В конце 1994 года в Санкт-Петербурге свыше 70% молодежи выразила неприязнь к какой-либо национальности. Для многонациональной и поликонфессиональной России тревожен и другой симптом, проявившийся в выборе одной из двух позиций: "Россия- государство русских" или "Россия - государство всех народов, живущих на ее территории". Из числа молодежи первую позицию выбрали около 40%, в то время как из пожилых лишь каждый десятый.
Таким образом, ожидания общества, связанные с возрождением религии и ее ценностей, не оправдываются. Причин тому немало и их анализ дело больших групп ученых и религиозных деятелей. Я же полагаясь на собственный опыт и опубликованные материалы, намерен сосредоточить внимание на проблемах, решение которых, на мой взгляд, может повысить роль религии и религиозных организаций в устойчивом развитии общества.
Сто с лишним больших и малых народов, относящихся ко множеству религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие страны во много зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне будет учитывать такой немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всех религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое значение в связи с резким возрастанием национального и религиозного сознания.
Как представляется, характер воздействия религии на состояние и развитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся между верующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особое значение будут иметь отношения между православными и мусульманами, Русской Православной Церковью и Духовным управлением мусульман. Подчеркну лишь аспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений.
Почти сорок наций и народностей России, исповедующие ислам, являются не пришельцами в России, а живут на своей исторической родине, там, где покоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления и образа жизни, основой национальной культуры. Ислам пришел впервые на Северный Кавказ во второй половине VII в. Татары стали мусульманами в начале Х в. Когда в Сибирь пришли русские войска, то сибирские татары-аборигены этой земли три века исповедовали ислам.
Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести раздающиеся в последнее время все чаще и чаще утверждения о единственном - православном- прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религия мусульманских народов достойны такого же уважения и внимания государственных органов, как история и культура, язык и религия русских, других народов России.
Население лишь менее чем 20 областей России состоит в основном из русских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов. А все остальные территории являются многонациональными (в основном русские + мусульманские народы) и поликонфессиональными (православие + ислам). Так, по данным переписи населения 1989 года, в 7 из 8 республик, коренное население которых исповедует ислам, русскоязычное население составляет от30% до 75% (только в Дагестане- 10%). В 20 с лишним областях, республиках и городах России проживает от 50 тыс. до полмиллиона мусульман. В Москве, по данным мэрии, живет 800 тысяч представителей народов, исповедующих ислам.
Реферат опубликован: 23/08/2009