Круглый год

Страница: 6/14

ИЮНЬ

(СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ)

В Древней Руси его называли "изок" (кузнечик) и "червень" – в этот месяц наши предки собирали червецов для добывания багряной краски.

1 июня. Иван - долгий (благоверный князь Иоанн Угличский). На Ивана - долгого продолжают досевать огурцы. Если первые два дня июня идет дождь весь месяц будет сухим.

2 июня. Фалалей - огуречник (мученик). На Фалалея досевай огурцы скорее. В старину считали, что огурцы надо садить скрытно, чтобы не видал никто из соседей и даже из домашних, не принимающих участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

4 июня. Василиск (мученик). Соловьиный день. На Василиска не паши и не сей, а то уродятся одни васильки.

5 июня. Леонтий-огуречник (святитель). На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов. Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.

7 июня. Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов. Сильные росы – на хороший урожай. С Иванова дня пошли медвяные росы, вред причиняющие. В некоторых местах к Иванову дню приурочивали главную посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала: "Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась!"

11 июня. Федосья - колосяница, колосница (мученица Феодосия). В день Федосьи - колосяницы рожь начинает колоситься, выметывает колос. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает. На Федосью ходили в поле смотреть хлеба, говорили: взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поле величать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!"

С этого дня начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился, а на Федосью советовали прикармливать его печеным хлебом. В селах Тамбовской губернии по цвету ржи в этот день гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, а сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках-качелях, так как, утверждали крестьяне, земля до этого времени "была тяжела".

Рожь говорит: "Колошусь!", а мужик: "Не нагляжусь!"

Однако день этот почему-то считался одним из самых несчастных в году – про него говорили, что он один стоит всех понедельников.

12 июня. Исаакий (преподобный). В этот день принято было сажать бобы. Сажая, приговаривали: "Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный. Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы, на столе вкусны". Перед посадкой бобы вымачивали в «озимой» воде – от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

В старину полагали, что в этот день змеи собираются по лесам в стаи. А от змей на Руси защищались так. В Томском крае крестьяне, собираясь по ягоды, клали в башмаки цветки вероники – змея не ужалит. В Курской губернии на от крытых солнечных местах набрасывали свежих стебельков руты. Повсеместно считалось, что всякого гада хорошо смиряют кора, лист и даже зола ясеня, прочь прогоняет змей папоротник. Если все же змея ужалила, то в Воронежских краях на рану клали чертогрыз, владимирцы использовали изжеванный корень любистка и ужачки, в Сибири – ужовник, в других местах – медуницу и тертый свежий корень конского щавеля.

14 июня. Устин (мученик Иустин Философ). Если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный – то хорошо уродятся льны и конопли.

16 июня. Лукьян - ветреник (мученик Лукиллиан). На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к наносным болезням. Дождь идет весь день – будет много грибов. Гроза на Лукьяна предвещает плохую уборку сена. В этот день колодезники подыскивали место, где рыть колодец: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли вода близко.

Реферат опубликован: 28/01/2007