Страница: 8/14
7 июля. Иван Купала, Иванов день. Иван цветной (Великий праздник – рождение честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Исстари и доныне считается, что оказывают действительную помощь только те лекарственные травы, которые сорваны в ночь на Ивана Купала или на утренней заре Иванова дня – прежде чем обсохнет на них роса. Как свидетельствуют хроники, царь Алексей Михайлович наказывал «высылать крестьян купальскую ночь для сбора сереборинного цвету, интериновой и мятной трав и дягильного корня». Роса, выпадающая в купальскую ночь, в высшей степени обладает живительными и целебными свойствами и сообщает их полевым цветам и травам – русские поселяне умывались этой росой, чтобы отогнать от себя злые немощи и недуги. И обязательно купались на заре этого дня – ради здравия тела. При этом примечали: сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов; на Иванову ночь звездно – будет много грибов; если в Иванов день прогремит гроза, то орехов уродится мало, да и те будут пустые.
На Купалу начинали большой покос.
После Иванова дня крестьянин начинал примечать те знамения, которые пророчат ему о грядущей смене лета зимою. Каково лето, такова и зима: лето дождливое – зима снежная, морозная; лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная; лето бурное – зима с метелями. Хлебород – к суровой зиме. Урожайное лето предвещает холодную зиму. Если летом много мышей – зима будет благоприятная. Если летом на деревьях появляются желтые листья, будет ранняя осень.
8 июля. Петр и Феврония (благоверный князь Петр Муромский и его жена благоверная княгиня Феврония). В народе они пользовались особой популярностью, и всякий русский крестьянин читал или слышал от рассказчиков легенду - повесть о верной, сильной, красивой любви муромского князя Петра и дочери пчеловода Февронии, исцелившей князя от проказы. Являются образцом христианского супружества и самыми добрыми небесными заступниками вступающих в брак. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней.
10 июля. Самсон - сеногной (преподобный Самсон). На Самсона дождь – до бабьего лета мокро. На Самсона дождь – семь недель то ж. Второй раз пахали паровые поля: до Петрова взорать; до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
12 июля. Петры и Павлы, Петров день, Петровки (Великий праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла). Петров день – «разговины», конец Петровского поста. С Петрова дня – красное лето, зеленый покос: всякий, кто дорос, спеши на сенокос. Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. На святого Петра дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, три - богатый. Соловей поет до Петрова дня. Рыбаки считали Петров день своим праздником, так как апостол Петр повсюду почитался не только покровителем полей, но и рыбного промысла.
В этот день начинают страдовать – сено в копны ставить.
18 июля. Афанасий Афонский (преподобный). Как медь желты облака – к дождю. На Афанасия месяц на всходе "играет" – к урожаю. Из гнилого кута наволокло тучи – будет дождь. Хороши "игры" месяца (вечером месяц "играет") – хорош урожай и уборка его.
21 июля. Прокопий (великомученик). Явление чудотворной казанской иконы Божией Матери (в г. Тобольске в 1661 году). Прокопий – жнец, жатвенник, жатву ржи начинает. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: "Стань, мой сноп, на тысячу коп!
Первый сноп вносили в дом, ставили в красный угол под образа – считали, что он, «хозяин», выгоняет вон мух, тараканов, клопов и прочих гадов. С этого первого снопа – "именинника" осенью начинали молотьбу, соломой его кормили больную скотину, а зерна берегли как целебные для людей и домашней птицы, этими зернами и сев начинали.
25 июля. Прокл-великие росы (мученик). На Прокла поле от росы промокло. От больших рос загнаивается сено, поэтому крестьяне спешили управиться с ним до Прокла. Однако Прокловы росы считались целебными, особенно от глазных болезней, поэтому росы собирали «для очнаго врачевания».
26 июля. Гавриил (Собор архангела Гавриила). Сухая погода сулит хорошую осень. Крестьяне, обращая взоры к небу, уговаривали: «Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут!»
Реферат опубликован: 28/01/2007