Страница: 2/4
На праздниках в честь Адониса, которые ежегодно справлялись в Западной Азии и Греции, оплакивалась смерть бога. Женщины, одетые в похоронные одежды, горько рыдая, несли его изображения и бросали их в море или в водоемы. На следующий день в некоторых местах праздновали воскресение Адониса.
Центрами культа Адониса в Западной Азии являлись Библос на побережье Сирии, и Пафос на Кипре. Жители этих городов поклонялись Афродите, вернее ее семитическому двойнику - богине Астарте. Правителем этих центров по преданию был царь Кинир, отец Адониса. Библос считался самым древним городом в Финикии, в незапамятные времена он был основан великим богом Эл, которого греки и римляне отождествляли с Кроносом и Сатурном. В исторические времена этот город считался священным местом, религиозной столицей страны, некой финикийской Меккой или Иерусалимом. Библос славился святилищем Астарты, где посреди открытого двора возвышался конусообразный обелиск, священный символ богини. Святилище Афродиты в Пафосе (современной Куклии) согласно Геродоту было основано финикийскими колонистами. Возможно, однако, что местной богине плодородия поклонялись на этом месте еще до прихода финикийцев и пришельцы отождествили ее с их собственной Астартой. Если два божества действительно слились в одно, мы можем предположить, что речь идет о разновидностях Великой Богини материнства и плодородия, чей культ с давних времен был широко распространен. Предположение подтверждается архаичностью изображения - конус или пирамида издавна служили символом этой богини практически по всей Западной Азии.
Миф о том, что половину (по другой версии треть) года Адонис проводил в подземном царстве, находит наиболее простое и естественное объяснение в предположении, что он символизировал растительность (прежде всего злаковые) которая половину года проводит под землей, а другую половину - на ее поверхности. В годичном природном цикле ничто так явно не наводит на мысль о смерти и возрождении, как увядание растительности осенью и ее появление на свет на их связь как в мифе, так и в ритуале туманны и фрагментарны, из них мы узнаем, что каждый год Таммуз покидал землю и спускался в мрачный подземный мир, и каждый год его божественная возлюбленная отправляляась на поиски бога "в землю, откуда нет возврата, в жилище темноты, где дверь и засов покрыты пылью". На время ее отсутствия прекращалось действие любовной страсти: люди и животные словно забывали о необходимости воспроизводства своего вида, все живое находилось под угрозой вымирания. Спаривание во всем животном мире было так тесно связано с Иштар, что оно было возможно только при ее содействии. Поэтому посланник бога Эа отправлялся с поручением освободить эту богиню, носительницу столь важной функции. Суровая царица загробного мира Аллатау, или Ереси-Кигал, неохотно разрешала окропить Иштар живой водой и отпускала ее в верхний мир, вероятно, вместе с ее возлюленным Таммузом. С возврщением этих божеств связывалось возрождение природы.
Трагическая история и грустные обряды в честь Адониса известны нам больше из описаний греческих авторов, чем из фрагментов вавилонской литературы. Отразившись в зеркале греческой мифологии, это восточное божество предстает перед нами в виде прекрасного юноши, которого полюбила богиня любви Афродита. Когда Адонис был младенцем, богиня спрятала его в ларец, который она передала на хранение царице подземного мира Персефоне. Но когда Персефона открыла ларец и увидела красоту ребенка, она отказалась вернуть его Афродите, хотя богиня любви сама спускалась в царство мертвых чтобы выкупить свое сокровище из царства смерти. Спор между богинями любви и смерти был разрешен Зевсом, который постановил, чтобы Адонис одну часть года проводил с Персефоной в подземном мире, а другую - с Афродитой на земле. По другой версии Адонис во время охоты был убит вепрем. Безутешная богиня отправилась к Зевсу с просьбой вывести душу возлюбленного из подземного царства и вернуть в прежнее прекрасное тело. Ее желание было исполнено и с тех пор Адонис шесть месяцев проводил с Афродитой, а на вторую половивесной. Тесная связь Таммуза со злаковыми недвусмысленно дает о себе знать в описании его празднества, составленном арабским автором X века. Описывая обряды и жертвоприношения, приносимые в различные времена года язычниками Харрана (Сирия), он сообщает следующее: "Праздник Таммуза в середине месяца эль-Бугат (июль), то есть праздник плачущих женщин. Это празник Та-Уза, справляемый в честь бога Та-Уза. Женщины оплакивают его, потому что хозяин жестоко убил его. Он перемолол его кости на мельнице, и затем рассеял их по ветру.". Можно допустить, что в более поздние времена смерть Адониса смволизировала не естественное увядание растений, а их смерть от руки человека. Однако сомнительно, чтобы с самого начала он был исключительно хлебным божеством. В более раннюю эпоху скотоводы могли считать его божеством нежной травы, пробивающейся после дождя, чтобы дать корм голодному скоту. А еще раньше Адонис, вероятно, служил воплощением духа орехов и ягод, которые певобытные люди собирали в лесах.
Реферат опубликован: 9/03/2006