Страница: 3/4
То, что Адонис был богом растительности, и, прежде всего, посевов, лучше всего доказывают так называемые "сады Адониса" - корзины или горшки, наполненные землей. В них сажали пшеницу, ячмень, салат и различные виды цветов. В течение восьми дней женщины заботливо ухаживали за ними. Растения быстро поднимались, но, не обладая развитой корневой системой, столь же быстро увядали. По истечении восьмидневного срока их, вместе с изображением умершего Адониса, бросали в море или ручей. Правильнее всего видеть в этих "садах Адониса" его воплощение или проявление его природы. "Сады" представляли Адониса в его изначальной, растительной форме, в то время как статуи, вместе с которыми их выносили и кидали в воду, изображали бога в его более позднем, антропоморфном обличье. Первоначально обряды, связанные с почитанием Адониса, служили магическими средствами содействия росту и обновлению растительности. Для этой цели видимо, применялясь, гомеопатическая, или подражательная магия. Быстрый рост пшеницы и овса в "садах Адониса" должен был способствовать дружным всходам, а погружение садов в воду служило магическим средством обеспечения достаточного количества животворящей влаги.
Разведение "садов Адониса" с целью обеспечить плодородие земли или людей было распространено крайне широко: аналогичные обычаи известны в Индии и в Европе. Например, при бракосочетании брахманов в провинции Мадрас зерна пяти (или девяти) сортов злаков высевают в наполненные землей глиняные горшки. На протяжении четырех дней жених и невеста поливают их, а на пятый день поднявшиеся ростки бросают в реку. На Сицилии в день святого Иоанна юноши и девушки становятся кумовьями. В некоторых областях они дарят друг другу блюда с пророщенными семенами. Тот, кто получил такое блюдо, выдергивает из него стебелек и хранит его вместе со своими самыми драгоценными сокровищами. Считается, что возникшая таким путем связь длится всю жизнь. Вполне возможно что, святой Иоанн в этих летних обрядах заменил Адониса.
Христианство и культ Адониса свяаны теснее, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно заметить, что роща, посвященная Адонису находилась в Вифлееме, что означет "дом хлеба". Трудно подобрать более подходящее место для Адониса, который, по-видимому, был богом посевов. Как пишет святой Иероним, родной город Господа, Вифлеем, находится в тени рощи еще более древнего бога, Адониса, и там, где проливал слезы младенец Иисус, был оплакан возлюбленный Венеры. Иероним, впрочем, считал, что на самом деле роща Адониса была посажена язычниками после рождения Христа для того, чтобы осквернить святое для Христиан место.
Христианская церковь заимствовала многие праздники у языческих религий. Некоторые заимствования подтверждатся даже христианскими авторами. Так, неизвестный сирийский автор христианского вероисповедания сообщает: "Отцы церкви перенесли празднование [рождества] с 6 января на 25 декабря вот почему. У язычников был обычай того же 25 декабря праздновать день рождения солнца, в честь которого они зажигали огни. Христиане также принимали участие в этих торжествах. Когда церковные власти поняли, что христиане сохраняют пристрастие к этому празднику, они посоветовались и решили, что настоящее Рождество должно отмечаться 25 декабря, а 6 января - праздник богоявления (эпифании). Вот почему сохранился также обычай жечь свечи до 6 января." То, что рождество имеет языческие корни, молчаливо признает блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения солнца, а ради того, кто сотворил солнце. Поэтому правдопод
Реферат опубликован: 9/03/2006