Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве

Страница: 4/4

Понимание прогресса, как и философия всеединства в целом, носили у Соловьева религиозно – мистический характер. Человек, утверждал он, действительно движется от “природного” к “духовному”, от звероподобного существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам Бог. Первым “богочеловеком” был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к Абсолюту. В.С. Соловьев называл такой процесс “творческой эволюцией”, конченая цель которой – превращение человека только “разумного” в человека “духовного”, объединенного в “богочеловечестве”. Достигнуть, этого можно лишь борясь с “биологизацией” жизни, со звериным стремлением людей к удовлетворению только своих прихотей и прихотей, убивающих как человеческую душу, так и окружающую природу.

Выступая против того, что в наши дни получило название “потребительство”, и, призывая к осознанному ограничению безмерно растущих человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств, - не ослабление плоти, а “усиление духа для преображения плоти”. В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его от всякой эгоистической закваски.

Заключение

Весьма значителен вклад В.С. Соловьева в отечественную культуру не только как мыслителя и "стихийного" культуролога, но и как талантливого поэта и литературного критика, автора многочисленных стихов и работ о крупнейших русских писателях XIX в.

Приведенные отрывки показывают В.С. Соловьева как религиозного вселенского гуманиста, врага любых видов ксенофобии и художественного декаданса.

Список использованной литературы

1. “Антология культурологической мысли” - Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов – Москва: Изд-во РОУ, 1996 год.

2. “Основы культурологии” - уч. пособие для вузов – Мамонтов С.П. – Москва: “Олимп”, “ИНФРА-М”, 1999 год.

3. “Культурология” - уч. пособие – П.С. Гуревич – Москва: “Знание”, 1996 год.

4. Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М.: Молодая Гвардия, 1990г. (Жизнь замечательных людей, вып. 709)

5. Цимбаев Н.И. С.М. Соловьев и его научное наследие. - в кн.: Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. - М., 1983г.

6. Дмитриев С.С., Ковальченко И.Д. Историк С.М. Соловьев, его жизнь, труды, научное наследство. - в кн.: Соловьев С.М. Сочинения, т.1. - М., 1988г.

Реферат опубликован: 17/04/2009