Ламаизм

Страница: 2/10

Царь Тисронг построил большое количество новых .монастырей и храмов, приказал перевести на тибет­ский язык ряд священных книг буддизма, по-новому организовал корпорацию ламаистского духовенства и предоставил ей огромные права и привилегии. Все ла­мы были разделены на три группы: послушников, со­зерцателей и совершенных (гелюнгов), причем пос­ледние имели большое число крепостных. Ламаистские историки утверждают, что в результате религиозного рвения Тисронга благоденствие населения Тибета до­стигло наивысшей степени. Однако в действительности рост благосостояния ламства и огромные расходы, вы­званные строительством монастырей и храмов, имели своим последствием обнищание народных масс и рост антибуддистских и антиламских настроений. Вряд ли можно считать случайностью, что царь счел нужным обнародовать специальный указ следующего содержа­ния: «Строго воспрещается презрительно смотреть на мое духовенство и указывать на него пальцами; кто на будущее время позволит себе это, у того будут вы­калываемы глаза и отсекаем указательный палец». Недовольство было, однако, настолько сильным, что заговорщики из ближайшего окружения царя убили его в собственном дворце.

Не довольствуясь услугами тибетских лам, Тисронг приглашал представителей индийского духовенства. Из иностранных наставников приобрел большую известность Падма Самбава. Под его руко­водством был построен огромных размеров храм, со­оружению которого придавалось такое большое значе­ние, что празднества по случаю его открытия длились три года. Падма обучил тайнам буддийского культа (дарани) царя и специально подобранных 25 юношей. Обученные, как сообщают тибетские историки, обрели способность совершать чудеса: ездить на солнечном луче, летать как птицы, превращать трупы в золото и т. д. В «науке» Падмы было столько же буддизма, сколько шаманизма и первобытной магии. Последняя облегчала приятие коренным населением премудростей новой религии, поскольку они не так далеко ушли от примитивного колдовства и шаманизма религии бон.

1.3.Антибуддийское движение при царе Лангдарма.

И все же через некоторое время антибуддийское движение в Тибете вновь развернулось при поддерж­ке властей. На этот раз инициатором и руководителем гонений на ламаизм и ламаистов был царь Лангдарма. В условиях наступившего в стране голода и па­дежа скота было объявлено, что виновата во всем буд­дийская религия, под влиянием которой оказались забы­тыми древние боги религии бон, защищавшие благосостояние тибетцев. Разрушались буддийские храмы, бросались в воду или сжигались священные книги, уни­чтожались «чу» и т. д. В панике ламы покидали Тибет и переселялись в соседние страны. 23 года продолжа­лось искоренение ламаизма в главной его цитадели; оно было остановлено фанатиком ламой, убившим Лангдарму. Но и после этого за реставрацию ламаиз­ма пришлось бороться не менее столетия.

Вопрос решался железом и кровью, непрестанны­ми междоусобными войнами. В борьбе между буддиз­мом и старой тибетской религией в действительности имели место столкновения различных группировок фео­далов, поддерживаемых теми или иными слоями кре­постных крестьян, ремесленников и мелких торговцев. Ламаизм представлял собой не только религиозно-идеологическую, но и экономическую и военную силу. В руках духовенства в период господства буддизма находились основные земельные угодья и пастбища, оно являлось главным феодальным эксплуататором. Светские феодалы, стремившиеся завладеть этими ре­альными жизненными благами, облекали свои требо­вания в форму лозунгов борьбы за старую, «истин­ную» веру, а народные массы находили в этих лозунгах и в борьбе за их осуществление выражение и выход сво­ей классовой ненависти к эксплуататорам-ламам.

1.4.Укрепление буддизма в Тибете.

В конце концов ламаизм все же победил. Сыграла при этом известную роль реформа вероучения и куль­та, осуществленная в середине XI в. прибывшим в Тибет из Индии буддийским религиозным деятелем Ати-шей . Он организовал перевод с санскрита на тибет­ский язык ряда канонических документов буддизма, сам написал ряд богословских трудов, провел в 1050 г. Собор тибетской церкви. Основным направлением его деятельности было очищение буддизма от наиболее яр­ко выраженных форм магической обрядности, от шаманизма и полидемонического культа бон. Он отнюдь не до конца преуспел в своих начинаниях, но сделан­ное им укрепило вероисповедную и организационно-церковную основу буддизма в Тибете.

1.5.Борь­ба внутри ламаистской церкви.

В течение первых двух веков нашего тысячелетия Тибет покрылся густой сетью пагод и монастырей, за­хвативших командные позиции и в хозяйстве, и в поли­тической, и в идеологической жизни. Шла, однако, борь­ба и внутри ламаистской церкви, между разными мо­настырями. Особенно выделились три монастыря (Рэ-сенг, Саскья и Бригунг), каждый из которых претендовал на главенство во всем Тибете. Видимо, мона­стыри облекали свои претензии на господство в форму утверждений о превосходстве своего учения над учени­ем остальных. Но не осталось свидетельств о характе­ре этих разногласий; похоже на то, что они были не су­щественны даже с точки зрения буддийского богосло­вия. Некоторые из них, вероятно, касались деталей об­лачения лам, например цвета их головных уборов, мел­ких различий в порядке богослужения (число и адре­сат поклонов, чередование молитвенных формул). Но так как за этим скрывались жизненные интересы, то пустяковым деталям придавалось преувеличенное зна­чение и они превращались в повод для ожесточенной междоусобной борьбы.

Реферат опубликован: 25/06/2006