Ламаизм

Страница: 8/10

3.9.Алтари.

Важное место в семейном быту ламаистов зани­мают домашние алтари. Это своего рода шкафчики, заполненные статуэтками и другими изображениями буддистских и прочих божеств и демонов. Тут же, как правило, имеется полочка, на которой стоят чашки, предназначенные для жертвоприношений вином, мас­лом, кумысом, курильница или свечи для курения, цве­ты. И здесь напрашивается аналогия с «красным уг­лом» в хате русского крестьянина с иконами и лампа­дой.

3.10.Культы.

Наряду с личным и семейным культом в ламаизме существует публичный культ, отправляемый в даца­нах и храмах. В нем также наличествует синкретизированный с ламаизмом культ аборигенов данной мест­ности, имеющий древнее добуддийское происхождение. В ламаистских монастырях 3 раза в день происхо­дят малые хуралы — богослужения. Кроме того, перио­дически, применительно к фазам луны и к некоторым другим природным явлениям и общественным собы­тиям проводятся большие хуралы. В различных мо­настырях организуются торжественные богослужения по поводам, связанным именно с праздником данной местности. В одних особо пышно инсценируется и празднуется «изгнание злых духов», в других — проводится «праздник лампад», «праздник цветов» и т. д.

Великими и по придаваемому им значению, и по продолжительности являются часто проводимые хура­лы в честь докшитов. Практически именно с культом докшитов чаше всего имеет дело верующий ламаист. Наиболее пышным централизованным дацанским обрядом в ламаизме является цам. Целью этого дейст­ва, исполняющегося большим количеством лам, яв­ляется очищение данной местности от злых демонов. В течение нескольких часов длится пляска, происхо­дящая сначала в самом дацане, а потом на открытом воздухе; она изображает борьбу между охранителями-докшитами, с одной стороны, и злыми духами, врагами религии — с другой. Участники представления оде­ваются в фантастические костюмы и маски, изобра­жающие тех или иных персонажей пантеона и панде­мониума. Пляска сопровождается оглушительной му­зыкой и пронзительно громким пением участников. Как телодвижения их, так и страшный шум, произво­дящийся ими, призваны напугать «противника», но, разумеется, не меньше его оказываются подавленны­ми и напуганными тысячи мирян, пассивных зрителей мистерии. Дело кончается, разумеется, победой благо­честивых докшитов и публичным сожжением аксес­суаров, изображающих «мусор», в который превраще­ны враги религии и их приверженцы.

Из других дацанских публичных церемоний сле­дует отметить Цаган-сара, что значит буквально «Бе­лый месяц». По существу это праздник в честь ожи­даемого прихода грядущего Будды — Майдари. Празд­ник носит еще название Майдари-хурала. Мы приве­дем его описание со слов очевидца 1840 г.

Цаган-сара празднуется ежегодно на новомесячие начала Нового года по монгольскому лунному кален­дарю. Самой церемонии Майдари-хурала предшест­вуют две недели полупраздничного положения, когда люди ездят друг к другу в гости и большие массы ве­рующих собираются к дацану в ожидании предстоя­щей церемонии. Накануне самого праздника верую­щие вынимают бурханов-идолов из сундуков и обря­жают их в праздничные одежды. С утра в дацане происходит большой хурал. Прибывает хамбо-лама (высокое должностное лицо в иерархии лам), его при­возят ламы на деревянной тележке. В самом дацане происходит освящение «аршияна» — святой воды. Млад­шие ламы обходят с этой водой сидящих полукру­жием старших, бросают каждому в горсть несколько капель, а те мочат святой водой глаза, нос и рот; счи­тается, что этим они открывают свои души для приема Майдари. Потом происходит обряд освящения хлеба-зерна; для этого кучки этого зерна бросают на мандалу. Освященное зерно бросают вверх — в жертву многочисленным идолам-бурханам, заполняющим по­мещение храма. Все это время ламы, находящиеся в храме, поют речитативом молитвенные тексты.

После окончания хурала из алтаря выдвигается громадный ящик со статуей Майдари и с непрестан­ным пением выносится наружу. Там уже ждет колес­ница с балдахином, задрапированная тканями. При­ведем описание очевидца: «Русские сани (роспуски) на четырех колесах и деревянные кони, выкрашенные зеленой краской, с гривой и хвостом из гаруса и шел­ка, кони запряжены в русскую упряжь с дугами. Когда шкап с бурханом поставили на колесницу, ламы, схватив концы веревок, прикрепленных к поддону, на котором были утверждены кони, повезли его в ворота, предшествуемые двумя знаменами вроде хоругвей и каким-то восьмиугольным зонтиком с лоскутами и кистями по углам .» За процессией следуют музыканты. Что это была за музыка, можно получить представле­ние из следующего описания того же очевидца: «Оглу­шительные, как гром, барабаны и малые литавры, сиплые звуки огромных медных труб (бурэ), пискли­вые гоплины, раздирающие душу удары медных таре­лок, звон колокольчиков и бубенчиков». Сопровож­даемая этим невообразимым шумом, процессия во гла­ве с Майдари на колеснице двинулась вокруг дацана. Достигнув северного угла его, остановилась, ламы полукругом уселись на войлоке на снегу и повели хурал. Опять пошла в ход святая вода. Потом было прове­дено церемониальное чаепитие, после чего процессия двинулась дальше, останавливаясь и на остальных трех углах и повторяя ту же церемонию. После этого можно было считать, что подготовка к приему Май­дари в земное существование проведена достаточно основательно 1.

Реферат опубликован: 25/06/2006