Страница: 1/5
ВВЕДЕНИЕ
Буддизм – самая древняя из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
О буддизме как о религии, о буддийской религиозной литературе изложено во многих учебных, научных, периодических изданиях. Среди них такие книги как: “Буддизм”, автор которой А.Н. Кочетов; учебник “Религиоведение”, авторы Ю.А. Калинин, Е.А. Харьковщенко, учебник “Религиоведение: социология и психология религии”, авторы И.Н. Полонская и другие, а также много сведений о буддизме и о его канонической литературе можно почерпнуть в выпусках журнала “Наука и религия”.
Возник Буддизм в Древней индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем Буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г.г. до н.э.), называемый Буддой – существом, достигшим состояния высшего совершенства (“просветления”).
Основные направления: хинаяма и махаяма. Период расцвета Буддизма в Индии – 5 век до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Распространился Буддизм в Юго-Восточную и Центральную Азии, отчасти в Среднюю Азию и Сибирь. В ходе развития Буддизма, в нем постепенно сложились культ Будды, ритуал, появились Сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешенность от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения Буддизма.
БУДДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Буддизм подразделяется на «Малую колесницу», ныне представленную тхеравада буддизмом (Южная и Юго-Восточная Азия), и «Большую Колесницу» или буддизм махаяна (Дальний Восток). Махаяна в свою очередь. Подразделяется на множество сект, от бхакти, делающих акцент на преданности Верховному существу (Амитабха), и до дзэн –буддистов, стремящихся добиться просветления путем специальных медитаций. Каждая из сект приобретает особую специфику в своей китайской или японской разновидности. В 20 веке в Японии возникло множество движений религиозно-модернистской направленности, соединяющих традиционный буддизм с элементами современной западной этики. Третье крупное направление буддизма – Ваджраяна (Алмазная Колесница) называемое Мантраяна. Это своего рода соединение ритуалистичной махаяны с добуддийскими традициями Тибета и Монголии.
Обратимся к самому вероучению в том виде, как оно изложено в канонической литературе буддизма, лежащей в основе устной его пропаганды монашеством и популяризации его средствами искусства. В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, которые являются самым первым известным пауке документом, упоминающим о Будде и его учении — дхарме. Они созданы в III в. до н. э. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал. Она весьма обширна. Так, тибетские сборники канонических сочинений Ганджур и Дан-жур содержат 4566 текстов. Различные направления и школы буддизма до сих пор спорят между собой о многих сочинениях — следует или нет относить их к разряду безусловно заслуживающей доверия священной литературы. Одни считают более достоверными палийские, другие — санскритские тексты. Однако все буддисты сходятся на признании важнейшим источником сведений о раннем буддизме тех сочинений религиозного характера, которые были записаны к началу нашей эры на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитаки (Тiрitака) — «три корзины». Полного комплекта этих сочинений в ранних записях не найдено.
В прошлом веке началось собирание того, что сохранилось в монастырях Цейлона, Бирмы, Сиама, Непала, а также (в переводах на соответствующие языки) в Тибете, Китае, Монголии, Японии. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) был созван V буддийский собор, на котором 2400 монахов — знатоков канона — путем сверки различных списков и переводов выработали уточненный текст Типитаки, который был вырезан затем на 729 специально изготовленных мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниатюрный островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили храмовой комплекс Кутодо — целый своеобразный городок-библиотеку, хранилище канона. Благодаря Кутодо и очень сходному с ним другому храмовому комплексу, Сандамани, содержащему комментарии к Типитаке, Мандалай стал одним из наиболее почитаемых мест буддистов всего мира.
В конце XIX и начале XX в. многие тексты, входящие в Типитаку, были переведены па европейские языки и опубликованы, став доступными для широкого круга исследователей.
Типитака включает самые разнообразные по содержанию и форме произведения. Это и сборники правил монашеского поведения, и различные религиозно-нравоучительные рассказы, и религнозно-философские трактаты, и стихотворные изречения. Анализ текстов дал возможность установить примерное время их составления.
Наиболее древней частью канона считается Винаяпитака (Vinaypitaka), или «корзина устава». В Кутодо она I занимает 111 мраморных плит. Входящие в нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного строения общины и ее историю. Хотя формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни, специалисты считают, что большинство входящих в Винаяпитаку сочинений сложилось не ранее III в. до н. э., т. е. максимум за два столетия до их первоначальной письменной фиксации. Патимоккха (Patimokkha-sutta, санскр. Pratimoksa-sutra) является древнейшим и центральным текстом Винаяпитаки. Она — самая старая часть из всего канона. Ее содержание — перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых за них наказаний. Далее следует состоящая из двух книг Суттавибханга (Suttavibbhanga) — комментарии к Патимоккхе.
Реферат опубликован: 9/11/2009