Страница: 4/5
В полном санкритском названии «Алмазной Сутры» ( Ваджраччхедика-праджня-парамита-сутра) отражена главная цель, стоящая перед буддистом – достижение нирваны. Важная предпосылка достижения этой цели – приобретение шести «совершенств» («парамит)»: совершенства в щедрости, нравственности, праведном усердии, терпении, медитативной практике и в интуитивной мудрости, которая на санскрите называется «праджня».
Текст «Алмазной Сутры» не изменился за 17веков, но то, что было понятным тогда, теперь воспринимается с трудом. Следует помнить, что содержание «Алмазной Сутры» неизмеримо глубоко. Слово и значение, на которое оно указывает не одно и то же. Смысловое значение подобно многогранному кристаллу, к которому относятся много слов. Каждое слово указывает на одну из граней кристалла, но не на сам кристалл. В то же время грань поверхности кристалла относится к кристаллу, поэтому слово указывает на кристалл. В YI веке текст «Сутры» был разбит на 32 пункта (параграфа). Сутра, представляющая собой как бы объективацию пробужденного сознания автора текста и средство порождения такового у читающего, наполнена парадоксальными высказываниями, которые как бы тестируют читателя на понимание текста (для того, кто понял, парадоксальность оказывается мнимой).
Популярность «Ваджраччедики» во многом объясняется ее лаконизмом в сочетании с полнотой содержания и выражения праджняпарамитской доктрины. Эта доктрина («праджня парамита» интуитивная «премудрость, переводящая на другой берег существования») начала формироваться в Индии на рубеже нашей эры и оказалась тесно связанной с философией школы мадхъямика (шуньявада), которая в известность смысле представляет собой систематизированное и рационализированное праджняпарамитское учение.
Основные моменты учения «Ваджраччхедики» таковы:
1. Не существует никаких самодостаточных «своеприродных» сущностей -дхарм. Из представления о реальности дхарм вырастают все прочие ложные представления о реальности атмана (кит. во - субстанциальное «я»), личности как субстанциальной целостности (санскр. Пудгала; кит. жэнь – «человек»), существа (саттва; чжун шэн) и души (джива; шоу чжэ – досл. « долгожитель»).
2. Все эти представления (самдженя, сян) не представляют никакую реальности и являются лишь ментальными построениями, которые ее подменяют.
3. Наделенный совершенной премудростью бодхисаттва понимает все это, интуитивно познает реальность как она есть, переживает тождество сансары (лунь хуэй) и нирваны (непань) и, руководимый этим знанием действует на уровне относительной, условной истины, спасая живые существа, хотя с точки зрения высшей истины ни одно существо не может быть спасено по причине ложности самого представления о наличии «существ», а также изначальной освобожденности, «спасенности» сущего – поскольку сансараит нирвана тождественны.
4. Понятие «Будда» также с высшей точки зрения не говорит ни о чем, но и на уровне условной истины его значение иное, чем считают люди, лишенные мудрости: Будда – не просветленный человек, и «истинная реальность, как
она есть», «таковая истина всех дхарм» (элементов бытия).
«Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как «Алмазная Сутра», принадлежит к наиболее почитаемым буддийским текстам дальневосточной традиции.
Призыв к бесстрашию звучит в Тибетской «Книге Великого Освобождения», которая по форме – сложный комплекс наставлений и молитв, которыми лама напутствует умирающего и умершего. Главная задача ламы, читающего книгу, показать умирающему, что все образы, возникающие перед ним, «проявления» или « отражения» его собственного сознания. Образы «Книги Мертвых», как правило, неоднозначны, их можно понять только через дополнительные описания, противоречивые с позиций бытовой логики. Скажем «пустота», в которую погружается умирающий, неотделима от светоносности, « исходной яркости» как основы бытия. Одной из особенностей ритуала считается то, что человек слушает указания ламы, пребывая в невидимом теле. Наставления тибетских лам поражают точностью описания пограничных состояний человеческого бытия, и в этом убедится каждый. Кто их испытал.
«Книга Великого Освобождения» относится к числу так называемых «сокровенных книг» По преданию, они были оформлены учителем Падмасамбхавой в 8 веке, затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху расцвета тибетского буддизма.
Божества, описанные в «Книге Мертвых», воспринимаются в буддийской традиции как воплощение различных энергетических проявлений. «Книга Мертвых» описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа назвал ее 2 Книгой пространства», которое вмещает и жизнь. И смерть,
Действительно, бардо – промежуточное состояние – может иметь место не только после смерти, но и жизненных ситуациях, например, при заболеваниях и травмах. Постижение, переживание этих состояний призвано дать понимание жизни и смерти, победить стрессы и страх.
Возможно, «Книга Великого Освобождения» заинтересует не только тех, кто занимается буддизмом. По сути дела, это облеченный в форме буддийской символики искренний и теплый призыв к бесстрашию перед непознанными глубинами человеческой психики.
Реферат опубликован: 9/11/2009