Страница: 3/7
3. Миф и мифологичность.
а) Сущность мифа Миф не выдумка и не фантастический вымысел. Миф наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех других категорий. Миф необходимая категория мыслей и жизни. Это подлинная и максимально конкретная реальность.Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф выдумка, детская фантазия, он не реален, философски беспомощен наоборот, что он предмет поколения, что он божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще. Миф не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная действительность. Миф не научное построение. Многие ученые считают, что мифология первобытная наука. Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллектуальную функцию. И мифология и первобытная наука разные понятия. Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это не начало науки. В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная, индийская, египетская, греческая) это наука вообще, т.е. современная наука. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями.
Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совершенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает выводным логическим характером. Поэтому уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией. а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что наука появляется из мифа. "Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции". [1] Примеры существуют в работах различных философов.
Например, Декарт основатель новоевропейского рационализма и механицизма мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и философии. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта. Не менее мифологична и другая наука, не только "первобытная", но и всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Лосева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория бесконечной делимости материи. Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга. Миф не научное построение, но "живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру. [2]
Миф не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с метафизикой нельзя.
а) Миф это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф не сказочное бытие. Это самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя, а не миф.
Реферат опубликован: 10/06/2007