Страница: 4/7
б) Метафизика есть наука, или пытается быть наукой о "сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло гия не наука, а жизненное отношение к окружающему. Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей. Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий. в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и видимостью, осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общепризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или философско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции. Если взять исходные и центральные пункты христианской мифологии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явленное и физически осязаемое. Миф не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа относительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно.
Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а лиса аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб. У Кольцова прекрасное избражение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма художественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической природы, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он может оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений природы. Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф это не только схема или только аллего рия, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои. Миф личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то "миф бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности".[3] Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее частичное с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле.
Личность миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформлена с точки зрения мифического сознания. Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и пр. тоже могут быть мифичными, но не потому, что они личности, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания. а) Немало описано мифических представлений пространства и времени. Времена сокращаются и остается только будущее. В Персидской религии господствует идея будущего, но она более земная и менее богатая. Тут антимистическая воля к культуре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спасает человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире. В индийской философии обратное мифическое представление времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мыслей. Здесь не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием. В Китайской религии преодолевается не время, а изменения во времени. Бытие тут вне временного потока. Небо, Время у китайцев не созданы. В Египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования. Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего.
Реферат опубликован: 10/06/2007