Страница: 1/8
План:
1. Причины создания ордена Иисуса.
2. Основатель ордена иезуитов - Игнатий Лойола:
· жизнь Лойолы до обретения веры;
· рыцарь св. Девы Марии;
· проповедник Лойола.
3. Устав ордена.
4. «Мораль» иезуитов.
5. Орден Иисуса во главе контрреформации.
В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром, оказалась бессильной перед процессами, которые в истории получили название «реформационные». Никакие попытки внутрицерковных преобразований не могли предотвратить взрыва реформационного движения, - не могли потому, что в нем отражался кризис основ феодализма.
Запутанность и напряженность классовых отношений в феодальном обществе той эпохи выражались в том, что в рядах противников католической церкви находились многие светские феодалы - крупные и мелкие князья; они были «добрыми католиками» - и это неудивительно, так как католическая религия освящала их классовое господство; но с развитием национальных государств они переставали видеть в одном только папстве верховную гарантию своего положения - и тем легче давала себя знать их давнишняя обозленность: ведь папская церковь владела огромными богатствами, землями, пастбищами, лесами. Отсюда - стремление князей ограничить светскую власть пап и отнять у церкви хоть часть ее богатств. К чему объективно вела эта политика, ясно показали события, связанные с реформацией в Германии. Тогда многие князья, напуганные движением масс, поспешили вернуться в число преданных слуг римского папы; все же своими прежними далеко не заходившими конфликтами с церковью князья успели сильно подорвать ее авторитет, экономическое могущество и значение духовного жандарма феодального мира.
Однако самыми страшными - и для церкви, и для всех светских властителей феодального мира - была народная реформация: движение низов - части городского плебейства и крестьян. Эти массы, выступая против духовных и светских угнетателей, стирали с лица земли оплоты крепостничества - монастыри и замки светских феодалов.
События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии.
И все же феодальный мир сохранял еще достаточно сил, чтобы перейти в контрнаступление. Антифеодальные еретически-сектанские движения народных масс были остановлены. Благодаря этому католическая церковь в середине XVI века сумела вернуть себе утраченные позиции в некоторых районах Западной Европы. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации.
В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Католицизму так и не удалось восстановить свое влияние в большинстве тех стран Европы, где в годы подъема реформации господствующее положение приобрели новые, протестантские церкви. Антикатолические и антифеодальные массовые движения все еще вспыхивали. Распространение протестантских и еретических учений оставило неизгладимый след в сознании народных масс.
Эпоха реформации показала массам верующих не только то, что феодальная собственность без всякой божьей кары может быть отнята у церкви, но что и «священное писание» не безупречно - об изложенных там правилах жизни, оказалось, можно и должно спорить. Это был тяжкий удар по авторитету Библии и католической церкви, которая исключает самую мысль о свободном толковании «писания». Отсюда - характерные черты контрреформации. В политике она означала феодально-католическую контрреформацию, в области идеологической - попытку подавления и истребления передовой науки и свободной мысли, попытку восстановления «святости» Библии в ее католическом истолковании, а вместе с тем, попытку полной реабилитации феодализма и папской церкви.
Реферат опубликован: 4/02/2010