Страница: 3/8
Эту любопытную историю приводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, воли и попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким он впоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала перед иезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно, нельзя - это была волевая натура. Однако эта история вряд ли повествует о приверженности Лойолы мрачному аскетизму или другим католическим «добродетелям», образцом которых он тогда ничуть не старался прослыть.
Прошло время острых страданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидая окончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, но приходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовал рыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына, подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение его заинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы под влиянием этого чтения совершился внезапный перелом - он пришел к уверенности в своем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то ни было, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставила Лойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.
Приняв твердое намерение начать новую жизнь, Игнатий Лойола в марте 1522 года тайком покинул родительский дом. Свои новые планы он начал осуществлять так, как подсказывали «жития» и рыцарские романы: переночевал в часовне богородицы, которую избрал своей покровительницей, оставил оружие, затем сменил офицерский мундир на лохмотья, стал нищенствовать. Уничижая себя в фанатизме, он дошел до мысли, что всего этого мало, и расположился в пещере недалеко от Манресы. Именно в ней он написал книгу «Духовные упражнения», которую иезуиты сделали одним из главнейших своих практических руководств. В это время, по словам иезуитских биографов, у него были сверхъестественные «озарения» и «видения».
В феврале 1523 года Лойола, объявив своим друзьям - бенедиктинцам о своем намерении отправиться на поклонение гробу Господню в Иерусалим и затем обратить в христианство всех сарацин-мусульман, покинул Манресу. В чем заключалось мусульманское вероучение он вовсе не знал, да и о католическом, как известно, у него было смутное представление. И все же Лойола двинулся в путь.
В Иерусалим он прибыл в сентябре 1523 года. Там находилось представительство ордена францисканцев. Когда Лойола явился туда познакомиться, его подняли на смех. Францисканцы попытались объяснить, что затея его бессмысленна - что его не смогут выслушать, что содержание его будущих проповедей сомнительно с католической точки зрения. Вполне вероятно, что францисканцы были к тому же недовольны появлением этого красноречивого конкурента. Как бы то ни было, напуганный и растерявшийся Лойола пустился в обратное плавание.
Нисколько непоколебимый годом неудач, Игнатий Лойола понял, что с его скудными познаниями не достигнуть цели и, вернувшись в Барселону, прежде всего засел за латынь, о которой имел самое туманное представление, тогда как на этом языке средневековой учености были написаны богословские и богослужебные книги. Параллельно с учением Лойола стал приводить в исполнение свой другой план - вербовки сотоварищей; мало того, он не оставил старой привычки исправлять согрешивших поучениями и проповедями, подавая пример строгим образом жизни. В городе скоро заговорили о суровом проповеднике нравственности, и вокруг него стал образовываться кружок ревностных последователей. Лойола выбрал себе четырех учеников и этим положил основу духовному товариществу. Молодые дворяне не переставали зубрить латинскую грамматику. Через два года, не окончив курсов, они отправились в Алкалу, чтобы поступить в университет.
Лойола поступил на курсы в университет и повел тот же образ жизни, какой он вел в столице Каталонии. Вокруг него стали собираться кающиеся, о нем заговорили по городу. Здесь Лойола был арестован «святейшей» инквизицией: на него донесли как на еретика - настолько странное впечатление производили его речи даже в Испании, видавшей всякие образцы проповеднического рвения. Однако все обошлось благополучно - у него не оказалось за душой ничего, кроме фанатизма, слепой преданности папе и тщеславия.
Реферат опубликован: 4/02/2010