Страница: 20/21
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
Однако, несмотря на то, что язычество было очень красивой религией, оно, в конце концов, обнаружило свою несостоятельность. Русские князья прекрасно понимали необходимость принятия христианства. Оставаться языческой страной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Новому государству, с его единым правителем нужна была соответствующая религия.
Библиография.
1. С. А. Токарев Религия в истории народов мира М.,1976
2. Б. А. Рыбаков Язычество Древних славян М., 1994
3. В. А. Еремина Ритуал и фольклор М.,1994
4. В. Демин. Гиперборея – праматерь мировой культуры М.,1995
5. М. С. Бутинова Как возникла религия М., 1977
6. А. Кузьмин Падение Перуна. Становление христианства на Руси М., 1988
7. Народный месяцеслов М., Современник 1991
8. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
9. Христианство и Русь М.,1988
10. Введение христианства на Руси М., 1987
11. Календарные обычаи и обряды //атеистические чтения 1988 №17
12. Церковь и языческие игрища //Атеистические чтения 1989 №18
13. Дерево жизни // Атеистические чтения 1990 №20
14. Мифы народов мира. Энциклопедия т.2 М., 1994
15. Языческая община "Триглав" (Internet)
16. В. В. Седов Восточные славяне в 6-12 вв. М. Наука 1982
17. . И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.
18. “Энциклопедия славянской мифологии”, изд. “Астрель”, 1996.
19. М.Семёнова “Мы - Славяне!”, Cанкт-Петербург, 1997.
20. В.Н.Сидельченко “В мире легенд и мифов”, Санкт-Петербург, 1998.
1 Б. А. Рыбаков язычество древних славян М., "Наука"1994 с. 10
2 Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1994 с.451
1 языческая община "Триглав" (Internet)
1 Дерево жизни // Атеистические чтения 1990 №20
1 В. Демин. Гиперборея – праматерь мировой культуры М.,1995 с 40-43
1 там же с.47
1 Христианство и Русь М., 1988 с.43
2 Б. А. Рыбаков язычество древних славян М., "Наука"1994 с.20, 23.
1 С. А. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1976 с.214
1 С. А. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1976 с.214
2 там же с.216
3 там же с.216
Реферат опубликован: 25/12/2006