Страница: 3/5
10. øéîçäìå ì÷äì àöé ,åðéðòë àìù øçà ïòåè ïåòèì àöéå ììëá äéäù øáã (давар ше-хайя би-хлаль ве-яца литон тоан ахер ше-ло ке-иньяно яца лехакель ве-лехахмир) Вычленение для предписаний другой категории. Толкование случая, подлежащего действию определенного закона, но выделяемое для предписания другой категории, чем то, которое дано в общей формуле этого закона. Это особое предписание может быть как облегчительным, так и отяготительным по существу.
11. ãò åììëì åøéæçäì ìåëé äúà éà ,ùãçä øáãá ïåãì ììëä ïî àöéå ììëá äéäù øáã
ùåøéôá åììëì áåúëä åðøæçéù (давар ше-хайя би-хлаль ве-яца мин ха-клаль лидон ба-давар хе-хадаш, и ата яхоль лехахзиро ли-хлало ад ше-яхазирену ха-катув ли-хлало бе-феруш) Вычленение для суждения о новом случае. Толкование, устанавливающее, что вычленение частного случая, подлежащего действию общего закона, для суждения об исключительной ситуации не позволяет подвести его под общий закон, если Библия не делает этого с достаточной определенностью (бе-феруш). Это правило противоположно восьмому правилу и вместе с тем объясняет, почему Библия иногда повторяет само собой разумеющееся предписание.
12. åôåñî ãîìä øáãå åðéðòî ãîìä øáã (давар ха-ламед ме-иньяно ве-давар ха-ламед ми-софо) Поучение из прямого, а также из отдаленного контекста. Установление смысла отрывка из прямого контекста (åðéðòî) или из более отдаленного контекста (åôåñî).
13. äæ úà äæ íéùéçëîä íéáåúë éðù (шней ктувим ха-махехишим зе эт зе) Два отрывка текста Торы, которые противоречат друг другу. Это правило формулируется следующим образом: «Если два отрывка противоречат друг другу, противоречие может быть разрешено при помощи третьего отрывка, который должен ввести новое правило, дать новый принцип, позволяющие снять противоречие или указать случай, для которого рассматриваемые отрывки текста Торы не будут противоречивы» /3/.
2.3. Тридцать два правила Рабби Элиэзера
Рабби Элиэзер бен Йоси ха-Глили разработал собственную систему миддот, входящую в Барайту 32 правил. Он включил в нее тринадцать правил рабби Ишмаэля. Рассмотрим некоторые из принципов, изложенных в Барайте.
· принцип гематрии - толкование текста на основе числового значения слов. Так, например, числовое значение имени Элиэзер, слуги Авраама, - 318. Из этого можно сделать вывод, что когда говорится о том, что Авраам идет вместе с 318 людьми спасать Лота (Быт.14:14), имеется в виду только Элиэзер.
· нотарикон - прием рассмотрения определенных слов как аббревиатуры из начальных букв ряда слов. Таким образом, слово êøáà (аврех), относящееся к Иосифу (Быт. 41:43), становится двумя словами: áà («отец» в значении мудрости) и êø («нежный» в значении возраста), описывающими качества Иосифа.
· ùáúà (атбаш) - замена первой буквы алфавита последней, второй буквы предпоследней и т.д. Так, éî÷ áì (лев камаи) (Иер. 51:1) становится íéãùë (касдим - халдеи).
С. Либерман указывает, что вышеуказанные методы интерпретации текста широко использовались греками, а также рабби в толковании снов /5/.
Реферат опубликован: 28/12/2009