Страница: 5/9
Символ веры ислама.
Коран и Сунна (предание) были доступны не каждому. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей.
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.
Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.
Пост. Один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма умеренно.
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.
Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры. Каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.
Исламские обряды и праздники.
Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7-летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка, переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).
Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает один из служителей ислама.
Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и исполняется с участием духовных лиц.
Все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья. Длится 3 дня.
Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник тянется не менее 4-х дней.
Ещё один праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам, праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него – обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.
4.4 Ислам в России.
Российская Федерация – государство с безусловно преобладающим русским этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной доминантной. Ислам, несмотря на глубокие исторические корни, многовековое присутствие на нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте российского общества.
С другой стороны, положение ислама в российской культурной традиции, а мусульман в российском обществе неординарно и “весьма значимо”.
В Российской империи, а затем в Советском Союзе сложились три обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские мусульмане – татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции; мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество; мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена” российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава России.
Реферат опубликован: 5/04/2008