Страница: 6/9
В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более чем 40 этносам.
Крупнейшими мусульманскими этносами России являются:
Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место после русских);
Башкиры – свыше 1 млн.;
Чеченцы – около 1 млн.;
Аварцы – свыше 0,5 млн.;
Кабардинцы – свыше 360 тыс.;
Даргинцы – около 300 тыс.;
Ингуши – свыше 170 тыс.
Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.
Все они с полным основанием могут быть отнесены к верующим. Да и критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не обрели строгих научных определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть отнесено к носителям исламской конфессионально-культурной традиции.
В условиях, когда христианская Россия оказалась перед проблемой сохранения в системе международных отношений статуса великой державы, вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.
В свою очередь, мусульманские государства заинтересованы в существовании сильной России, способной хоть как-то ограничивать военно-политическое господство Запада.
4.5 СМИ и Ислам.
Данные о положении дел в мусульманской общине можно почерпнуть из обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с 1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”, “Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”, “Завтра”, “Советская Россия”, “Аль-кодс” и др.
5. Религии Древней Индии.
И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.
Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя.
Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.
Боги Ригведы (Пантеон Вед)
Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.
Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всеми любим.
Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов. Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне.
5.1 Брахманизм.
Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты.
Реферат опубликован: 5/04/2008