Религиоведение: возникновение и история развития

Страница: 1/3

ПЛАН

1. Религиоведение как отрасль знания.

2. Предыстория религиоведения.

3. Теория религиоведения:

А) мифологическая школа;

Б) антропологическая школа;

В) концепция прамонотеизма;

Г) теория психоанализа З.Фрейда.

4. Вывод

Список использованной литературы.

1.РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ПОЗНАНИЯ

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфиче­ской, иллюзорно-мистической, иррациональной фор­мы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания — религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально чуждой теологией, т. е. апологети­кой религии как богооткровения. Следует отличать религиоведение и от атеизма. Цель религиоведе­ния — серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения — по­знать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

2.ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пы­тавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали сво­их богов. Зачем и для чего они это сделали. Отвечая на этот вопрос, древние философы полагали, что это было сделано, чтобы внушить людям страх, заставить их вы­полнять законы. Страх перед грозными явлениями при­роды, как считал Демокрит, лежит в основе религии.

Наивные, но не лишенные смысла концепции древ­них о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Рас­пространение христианства на долгие века покончило с практикой античного свободомыслия, направив по­иски истины в русло богословия. И хотя христианская теология дала миру немало незаурядных мыслителей, их суждения о религии обычно ограничивались строги­ми рамками церковной догмы, за пределами которых горели костры святой инквизиции для еретиков и воль­нодумцев. Поэтому лишь с эпохи Возрождения и осо­бенно в эпоху Просвещения, когда всесилие церкви стало исчезать под давлением новых явлений и процес­сов (возникновение капитализма в сфере социально-экономической, реформация в сфере церковной), тради­ция античного свободомыслия возродилась — на сей раз на новом, более высоком уровне.

Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII в. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и тем давший толчок к прямой критике религии. Сооте­чественник Бэкона англичанин Т. Гоббс в своем знаме­нитом сочинении «Левиафан» заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется рели­гией. Невежество и страх, по Гоббсу, породили рели­гию, а власти сознательно использовали это в своих интересах. Так родилась теория религии как сознатель­ного обмана.

Еще резче обрушился на религию голландский фи­лософ Б. Спиноза, который утверждал, что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло. Истоки религии Спиноза видел в неуве­ренности человека в своих силах, в постоянных колеба­ниях его между надеждой и страхом.

Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной крити­ки религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его класси­ческим тезисом: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». П. С. Марешаль сравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.

Реферат опубликован: 9/09/2009