Страница: 2/3
Резкие, язвительные, саркастические нападки французских философов XVIII в. на религию и бог а не только возродили традиции античного свободомыслии, но и явились фундаментом для развития в XIX в научного религиоведения со всеми его школами, направлениямн, концепциями.
3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
А) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные исследования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифологическая школа, наиболее известные представители которой (братья Я. и В. Гримм, М Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов,. стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.
Б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Значительным шагом вперед в познании вышеназванных систем стала антропологическая школа. Предтечей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а « .религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, как это фактически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность « .есть совокупность всех общественных отношений» .Сторонники антропологической школы, и прежде всего виднейший ее представитель английский этнограф Э. Тэйлор, опирались на ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.
Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэйлора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этнографических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представления первобытных людей, которые способствовали установлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии, одной из древнейших форм религии. Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощущении сопричастия («мистическая партиципация»).
В) КОНЦЕПЦИЯ ПРАМОНОТЕИЗМА
В XX в. в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоциаций, нелогичности мышления, абстракции невежественного дикаря, были выдвинуты новые, более обстоятельные концепции. Одна из них — концепция прамо-нотеизма, автор которой католический священник В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический материал и проявил огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла.
Реферат опубликован: 9/09/2009