Религиозный фактор в политической жизни и национальном развитии

Страница: 1/2

Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. В чем же его причины? Ответ кроется в многовековой истории борьбы ирландского народа против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по принципу «разделяй и властвуй», в расколе страны в 1921 г., в сложившейся в результате этого запутанной внутриполитической и социально-экономической обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием жгучих противоречий – экономических, политических, классовых, социальных, национальных, культурных, религиозных.

Особенностью истории Ирландии является весьма тесное переплетение религиозных противоречий с политическими и этническими процессами. Национальное развитие страны несет на себе отпечаток колониального прошлого, когда политика английских властей приобрела религиозную окраску, а церковь стала играть активную роль в системе управления.

Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль религиозного фактора в политической и общественной жизни Ирландии.

На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие народы, обожествляли силы природы, звезды, леса, долины, реки, ручьи. Почитался также сонм полубогов, так называемых сидов, напоминавших добрых фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались в жизнь людей, участвовали в сражениях, вступали в любовные связи с людьми, различными способами помогали им. Верили ирландцы и во множество духов, воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и заклинания, сны и разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой Ирландии играли жрецы – маги и прорицатели, которые, как и у кельтов Галлии, назывались друидами. Они были хранителями и толкователями религиозных и родовых обычаев и учителями юношества.

В процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания феодальных отношений все большую популярность среди знати стало приобретать христианство. Немаловажное значение в распространении христианства на острове имела миссионерская деятельность Патрика (373 – 463 гг.), объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152 гг. в стране существовала независимая «кельтская церковь», которая имела своеобразные черты, отличающие ее от традиционных для католицизма порядков и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю, и духовные должности стали монополией определенных семей. Епархия епископа обычно совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных вождю и связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат (безбрачие духовенства) не соблюдался, приходские священники жили в кланах и больше подчинялись местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не обращались в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе платежи за духовные бенефиции собирались нерегулярно. Вожди часто присваивали церковное имущество и доходы, а также облагали духовенство обычными для мирян поборами. Монастырские общины в Ирландии сами избирали себе аббатов, не соблюдая устав Бенедикта Нурсийского, регулировавший жизнь католических монастырей в средневековой Европе. В 1152-1531 гг. «кельтскую церковь» заменил католицизм феодального типа, выступавший союзником английской экспансии. В конце 11-го века в Западной Европе значительно возросло влияние папства. Ирландская церковь стала одним из объектов его теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства». Синод в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской церковью, осудил браки среди духовенства и конкубинат (внебрачное сожительство), объявил десятину обязательным для всех церковным побором, подтвердил независимость католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и создал четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив старшинство за архиепископством Арма. Однако, несмотря на это, низшее духовенство придерживалось старых церковных порядков.

Через три года после синода в Келлсе в Рим прибыл посол английского короля Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить завоевать Ирландию и завершить подчинение ирландской церкви.

Первое вторжение английских колонизаторов на территорию Ирландии произошло в 1169 году. Особенно активизировалось завоевание после 1485 года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал главой англиканской церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм захват Ирландии начал сопровождаться насильственным насаждением протестантской веры, а также массовой конфискацией земель у ирландцев-католиков и заселением их протестантами.

В XVIII веке в руках католического населения Северной Ирландии осталась только одна седьмая часть земли.

В соответствии с принятыми законодательными актами, католики лишались права голоса и возможности быть избранными в парламент и муниципальные органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте, продвигаться по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или учиться в ней, им было запрещено даже исполнять народные песни и танцы. Католики были лишены возможности издания и продажи книг, газет, облагались специальными налогами.

Реферат опубликован: 5/07/2008