Страница: 2/11
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7 января по новому стилю, католическая - 25 декабря. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» - ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещинных орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину готовили «богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью - сочиво. Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности называли сочиво. Отсюда, возможно, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и по сей день.
В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды - в память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам с вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач.
Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении. Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома оскорблением для христославов и неуважением традиций.
В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски этого языческого прошлого в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Реферат опубликован: 5/08/2008