Страница: 7/11
С землею, деревьями, виноградниками также делятся ритуальной трапезой. Среди греков, живших в Трапезунде и других районах Черноморского побережья, принято поливать землю вином крестообразно. На острове Лефкас и на побережье Ионического моря землю поливали сначала молоком, потом вином. До середины века сохранялся обычай целовать деревья ртом, полным пищи,- "Будь веселым, не будь ленивым, таким же полным, как мой рот". В этих действиях усматривается отголосок очень древнего обычая "кормления" матери-земли, которое было связано с культом предков. "Кормление" предков со временем приняло более утонченные, более завуалированные формы. Считается, будто Христос и Мария незримо посещают дома христиан и делят с ними трапезу. Вместо того чтобы поставить еду на домашний алтарь, как делали древние, ее помещают перед иконами на низком столике вместе с горящими свечами. Есть другая форма угощения невидимых посетителей - не убирать со стола остатки ужина: сюда придет Христос, его образ заместил в этом случае души предков. Наконец, вместо невидимых духов кусок ритуального хлеба можно отдать нищим и бедным.
В Германии непременным блюдом праздничной трапезы была свинина с квашеной капустой. Немецкая пословица "иметь счастье" буквально означает "иметь свинью". Квашеная капуста считается целебным средством, а в Рождество обретает волшебные свойства. По поверью, кто ест кислую капусту на Рождество, будет весь год здоровым. Когда хотят пожелать кому-нибудь счастья, говорят: "Живи хорошо, ешь капусту". Даже скоту в рождественскую ночь дают зеленую капусту.
В Германии "святой ужин" устраивали до мессы. Большое значение придавалось выбору и числу блюд. Обычно их было семь или девять, с предпочтением продуктам, которые несут в себе зародыш жизни: рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу, маковые клецки. После еды в Целле под столом искали рассыпанные по полу зерна: какого вида злака зерён больше найдет, тот и лучше уродится.
Главные же рождественские блюда - гусь и карп, а с 19 века стали выпекать специальный каравай - огромный ржаной хлеб, часть которого съедали в первый день Рождества. Вокруг хлеба ставили три лампы. Второй раз от хлеба отрезали на Новый год и в третий раз в День трех королей, только в этот раз в две лампы наливали так мало масла, что они гасли уже во время еды. Остатки хлеба отдавали скоту 2 февраля.
"Святой ужин" в Австрии называли также "Большой" или "Огромный", что указывало на его изобилие. Чтобы закрепить это богатство стола, в Штирии его окружали цепями. К рождественскому ужину готовили жидкие каши из муки, чаще пшеничной. Ее варили на молоке и поливали сливочным маслом и медом. Ей также приписывали магические свойства: тот, кто ее съест, станет сильней и умней. Поэтому старики говорили молодежи: "Ты еще мало ел каши", или "Ты теперь должен есть кашу". После мессы ели мясо (крепкий бульон и говядину с хреном и кислой капустой). В последнее время за праздничным столом частым блюдом стал венский шницель.
Позднее других блюд на праздничном столе появился карп, а так же яблочный штрудель, распространившийся на востоке страны, где он вытеснил более ранние виды обрядового хлеба. Из мучных блюд часто приготовляли различные изделия из теста с начинкой сладкой, кислой, без начинки под общим названием "крапфен". Традиционно готовят рождественскую коврижку. Уже в 16 столетии саксонские князья дарили своим друзьям это чудо из муки, масла, сахара и изюма, "которое могло достигать длины скамейки".
По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают гуся, мучные и сладкие блюда, часто с добавлением миндаля, изюма и меда. В Риме было принято подавать халву из жареного миндаля в сахаре и в меде и кондитерское изделие из изюма и орехов. Традиционные сицилийские рождественские сладости - мустаццоли, кондитерские изделия из теста, замешенного на сусле и пышные блины из жидкого теста.
Реферат опубликован: 5/08/2008