Страница: 3/5
Однако с течением времени возникла необходимость более жесткой регламентации священнодействий, связанных с Таинствами, и поэтому в современном понимании Таинства Православной Церкви "суть такия священнодействия, чрез которыя, на основании повеления Иисуса Христа не только представляется, но и действительно преподается принимающим их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных покровах и видах и тем легче и сильнее удостоверяться в действительности духовных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они ему представляются" [7,стр.74].
Другая же функция внешней, обрядовой стороны Таинств – защита Таинственного общения от тех "сюрпризов", которые могут преподнести немощи человеческие и греховная человеческая воля: "Видимые знаки и обряды существуют в церкви, как сила, возбуждающая и поддерживающая людей, не всегда готовых молиться и ясно выражать свое отношение к Богу. Со вне, чрез видимые знаки и обряды приходит в глубину нашего существа возбудительная сила, когда дух наш готов забыть о своем долге, когда свобода наша уклоняется в сторону от прямого пути разными посторонними влияниями" [7,стр.12]
Православной Церковью признается Таинствами семь священнодействий:
1. Крещение, которым приемлющий омывается от скверны первородного греха, вводится в Церковь, получая начаток новой жизни;
2. Миропомазание, когда "новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем членам ея и по которому все они суть цари и иереи, все родизбран, царское священие, язык свят, люди обновления, все помазанники Божии, имеющие на себе печать Святаго Духа и в себе все Божественныя силы, яже к животу и благочестию" [7,стр.85].
3. Покаяние (Исповедь), где человек получает благодать, освобождающую его от духовных болезней – грехов.
4. Евхаристия (Причастие) – Основное Таинство Православной Церкви, посредством которого христианин, вкушает Тело и Кровь Христову, веруя, что "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин,6:56)
5. Елеосвящение (Соборование), через которое Церковь врачует телесные немощи членов своих, духовные и телесные.
6. Брак, через который благословляется супружеский союз двух людей, мужчины и женщины, и подается благодать, освящающая их семью и продолжение их рода.
7. Священство – где избранным из среды верующих сообщается духовная власть и право совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Все Эти семь Таинств в совокупности представляют из себя весьма действенную систему, функция которой – служить проводником Благодати от Бога к человеку. Изъятие, искажение или умаление (даже смысловое) хотя бы одного из элементов этой совокупности неизбежно приведет к падению её эффективности, и как следствие, разрушению благодатного покрова над Церковью как обществом спасающихся.
Протестантизм, как я уже сказал выше, изначально строился на принципиально иной сотериологичекой модели, в которой акцент делался на необходимость осознания важности заслуг Искупителя и веры в Него. Отсюда – его специфическое понимание смысла совершаемых священнодействий, которые он унаследовал от Католичества.
Мартин Лютер, основоположник Протестантизма, интерпретировал Таинства не как проводники Божественной Благодати, а только как знаки нашего общения с Христом, как способ поддержания и укрепления веры в искупительные заслуги Христа. Поэтому (а еще и потому, что одним из основных движущих сил Реформации было стремление к освобождению от излишней "обрядности") Лютер подверг их пересмотру, и некоторые исключил, отнеся к простым обрядам, а некоторые оставил, видоизменив их и придав им новый смысл. Он "нашел, что только Крещение и Причащение справедливо могут называться Таинствами, а прочия священнодействия … не имеют такого качества и значения" [7,стр.87]. Первой жертвой лютеровской ревизии пало Таинство Миропомазания, ибо оно, также как и следующее опальное Таинство – Елеосвящение – никоим образом не напоминает людям о заслугах Искупителя. Таинство же Брака продолжало существовать, но уже не как Таинство, а как простой обряд.
Реферат опубликован: 8/03/2006