Страница: 4/5
Изменился также взгляд и на главное Таинство – Евхаристию: "Евхаристия, по его (Лютера) воззрению, не есть повторение Голгофской жертвы, потому что хлеб и вино не претворяется в Тело и Кровь Христову… но тем не менее Христос пребывает своим телом вместе с видимым хлебом… Таким образом таинство Причащения у него является не только знаком только благодатного общения со Христом, но действительным общением с Ним" [7,стр.89].
Следует отметить, что Лютер, хотя и исключил Исповедь из числа Таинств (поначалу, правда, признав его как Таинство, как продолжающееся действие Крещения, побуждающее веру), однако признавал необходимость тайного, внутреннего покаяния: "Покаяние – это доска, на которой мы должны всплыть и переправиться после того, как разбился корабль, на который мы вступаем, когда в христианство приходим" – процитировал он в своем Большом Катехизисе слова блаженного Иеронима (цит. по: [8,стр.118])
Также Лютер признавал и благодатность Крещения в детстве: "Ежели бы не принимал Бог крещения детей, значит, во все времена до дня сего ни один человек на земле христианином не был… Крещение есть ничто иное как вода и слово Божие, одно при другом. Вера моя не творит крещение, но воспринимает его" (М. Лютер, Большой Катехизис, цит по: [1,стр.77]).
А вот Таинство Священства, как допускающее наличие посредников в общении между Богом и человеком, оказалось у Лютера в особой немилости. По мнению Лютера, "Священство … принадлежит всякому верующему с того момента, как он вступил в царство благодатное" [7,стр.88]. Поэтому, по мнению Православной Церкви, так как лютеране, отвергнув Таинство Священства, разорвали Апостольское преемство, то у них не могут совершаться действительные Таинства, даже те, некоторую благодатность которых они признают.
Малочувствителен к мистике и Таинству был и другой виднейший деятель Реформации – Жан Кальвин: "Все, что не поучает, должно быть отброшено, хотя бы в нем ничего плохого и не было" (см: [1,стр.45]).
Дальнейшее развитие Протестантизма вело к дальнейшей редукции Таинств до уровня простых обрядов. Так, например, баптисты рассматривают Крещение как особый ритуал, посредством которого человек дает "обещание Богу доброй совести" (1Петр,3:21), т.е. особым образом свидетельствует о своей вере. Также ими не признается Таинством Евхаристия: " Обрядом можно назвать внешний ритуал, установленный Христом для того, чтобы он совершался в Церкви как видимое знамение спасительной истины христианской веры. Ни в крещении, ни в Вечери Господней не наблюдается особых проявлений благодати" – пишет баптистский богослов Г. К. Тиссен (см: [1,стр.129]).
А вот что говорит лидер одного из харизматических движений Ульф Экман: "Всякий путь к самовозвеличиванию человека за "самоспасение" закрыт! Никакого сотрудничества, при котором можно было бы считать, что Бог сделал часть, а человек другую часть… Никакие религиозные, идеологические, политические или философские идеи или дела не приведут к Богу. Никакие ритуалы, церемонии, суеверия, посты, благотворительность, так называемые "добрые дела" или религиозное благочестие не приблизят тебя к Нему" (цит. по: [1,стр.56]).
Но это означает, что в деле спасения от человека не требуется вообще ничего – ни дел, ни обрядов (о Таинствах промолчу), даже вера с этой точки зрения кажется чем-то не таким уж важным. И это не есть некая внутрипротестантская ересь, это – вполне закономерный вывод протестантского вероучения, отвергающего какое бы то ни было сотериологическое сотрудничество Бога и человека (а в Православии способом именно такого сотрудничества и являются Таинства).
Итак, Протестантизм, в угоду своей догматике, отверг Таинства, тем самым разорвав ту благодатную связь, которая соединяла человека с Богом, считая её ненужной. Сама догматика от этого не пострадала. А люди?
А люди… многие довольны – "Во как здорово! Будем жить, как хотим, делать то, что больше нравиться, а если и согрешим – ну так за все уже уплачено!" Недаром ведь не язычество (индуизм, синтоизм и др.), и не атеизм (коммунизм, буддизм), а именно Протестантизм стал колыбелью гедонистической цивилизации, материальными благами которой мы не можем не восхищаться, но которая боится (да и не способна) заглянуть в Вечность.
Реферат опубликован: 8/03/2006