Сравнение таинства крещения в исторической перспективе

Страница: 3/7

Таким образом:

§ I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения;

§ вторая половина II века – III век, строятся крещальни в укромных местах (в местах для богослужения);

§ IV век – VI века, крещальни строят открыто и больших размеров против главных входов в храмы;

§ VII век – по настоящее время, купели (места для Крещения детей) и баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают в помещении самого храма.

2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ.

Согласно Священному Писанию и Церковному Преданию, Иисус Христос не дал апостолам никакой заповеди о времени и месте Крещения.

В I – II веках время Крещения строго не устанавливалось. Так, Тертуллиан, говоря о времени совершения Таинства Крещения, указывает: «Всякий день – Господень есть; всякий час, всякое время удобно для Крещения: правда есть разница относительно торжественности, но благодать одна и та же» [11; 1, с. 524].

Из последних слов Тертуллиана следует, что, как минимум, во II веке уже имели место определенные дни для совершения Таинства Крещения.

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами:

1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лук. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию – человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали Крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.

2. Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника.

О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан: «Торжественный день Крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились … Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения» [11; 1, с. 525].

После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крещальная практика тяготеет к совершению Таинства Крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает: «Какое время более прилично для Крещения, как не день Пасхи. Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения; Крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение» [1, с. 527].

В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу [1, с. 528].

В практике Западной Церкви обычай Крещения был более употребим в Пятидесятицу.

Ко дням совершения Таинства Крещения также относились [1, с. 528 – 530]:

§ день Рождества Христова (Галльская Церковь);

§ день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);

§ день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);

§ апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);

§ дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).

Начиная с VII – VIII веков время Крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято Крестить, когда бы ни случилось.

Одним из оснований для этого послужило 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтвержденное правилом 84-м VI Вселенского Собора, Константинопольского (680 г.), которое гласит: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».

В Западной Церкви Крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века.

В практике Крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции – совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в пост ни человек, ни детина не крестится, ни страстная неделя, но в вербную и в субботу Лазареву и в великую субботу … аще ли болен, да крестите» [1, с. 537]. Затем в истории русской церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения Таинства Крещения – его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни – для взрослых. Так, признанный авторитет в области истории чинопоследования Таинства Крещения А. Алмазов пишет во второй половине XIX века: «В настоящее время при Крещении взрослых, как было впрочем и всегда, принято наблюдать, чтобы оно по возможности для большей торжественности совершалось в какой–либо праздничный день» [1, с. 538].

Реферат опубликован: 23/09/2007