Страница: 5/7
IV – V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение крещального чина новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся. Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству [1]. В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно. Как ответ на это в IV – V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А. Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом: «чтобы выразить все величие Таинства Крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через Крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека» [1, с. 648].
На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Иисуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных.
С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения. Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны Крещения. Именно в этот период, в IV – V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов крещального чина.
Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина Крещения (он рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев [1]. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день.
Несмотря на постепенное сужение чина Крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от Крещения отдельно (без привязки ко времени совершения Таинства Крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в крещальный чин чтение апостола и Евангелия.
И так, исходя из сказанного:
1. Полного развития своей внешней стороны чин Крещения достигает в IV – V веках.
Главными внешними факторами его развития явились:
§ противодействие в системе «христианство – язычество»;
§ результаты процесса развития теоретической христианской мысли.
2. С VI века чин Крещения сужается и делается проще.
Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику Крещения младенцев.
3. Внутреннее развитие чина Крещения совершилось позднее внешнего – окончательное внутреннее развитие в VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века (надо помнить, что до XVI века Богослужебные книги были рукописными и в них, по различным причинам, писцами вносились изменения).
4. Чин Крещения первых веков сходен с Крещением настоящего времени не только в существенных, главных аспектах, но и в незначительных частностях.
3. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ.
Митрополит Макарий отмечает: «Главное невидимое действие Таинства Миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной» [7 ,с. 358].
История внешнего развития чина Миропомазания гораздо проще, чем Крещения. Окончательное развитие чинопоследования Таинство Миропомазания получило в первые III века благодаря своему незначительному объему и занятию менее видного места, чем Таинство Крещения.
Современное чинопоследование Таинства Миропомазания в целом имеет те же элементы, которые были и во времена первенствующей Церкви.
Справедливости ради, надо указать, что некоторые прибавления все же имели место – это:
§ акт омовения частей тела, помазанных святым Миром;
§ чтение апостола и Евангелия.
С позиции внутреннего развития – все аналогично развитию чинопоследования Таинства Крещения.
4. ВЫВОДЫ.
Наиболее полные и подробные выводы о развитии чинопоследования Таинства Крещения в исторической перспективе можно найти у А. Алмазова [1, с. 683].
Реферат опубликован: 23/09/2007