Страница: 1/6
Оглавление.
1. |
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
2. |
Из истории старообрядчества Олонецкой губернии в середине 19-ого века . . . . . . . . |
4 |
3. |
Что такое старообрядчество? . . . . . . . . . . . |
13 |
4. |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
16 |
5. |
Список использованной литературы и источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
6. |
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
18 |
Вступление.
Для своей работы я выбрала тему «Старообрядчество Олонецкой губернии в середине 19 -ого века». Тема не нова, но заключает в себе неиспользованные резервы, к некоторым из них полезно обратится.
Перед собой я ставила цели проанализировать и систематизировать определенное количество материалов.
Для написания своей курсовой работы, кроме литературы об Олонецкой губернии, например «Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этническом отношениях» В. Дашкова, я использовала архивные документы: «Народонаселение Олонецкой губернии по 9-ой народной переписи 1851 года» и «Записку чиновника Смирнова о расколе в Олонецкой губернии» (ф. 1, оп. 10, д. 12/93).
В своей курсовой работе я попыталась доказать, что старообрядчество - идеология зажиточных слоев городского и сельского населений. Из истории старообрядчества Олонецкой
губернии в середине 19-ого века.
Как известно, старообрядцы поповской и беспоповщинской сект отделились от православной церкви со времен правления патриарха Никона, а именно в 1667 году, когда правительство взялось за исправление церковных книг и обрядов. С того времени Олонецкая губерния стала колыбелью и театром действий последователей старообрядчества.
Скиты Поморской Беспоповщинской секты получили свое начало в Олонецкой губернии. Здесь впервые они устроили свою догматику, и отсюда, несмотря на распри, распространили старообрядчество по другим местам. Главные скиты были в Повенецком уезде, в глуши лесов и среди топей, и все они сосредотачивались в Выговском общежительстве. Были скиты в Каргопольском и Олонецком уездах и они действовали в меньшей зависимости от Данилова, Лексы и Топозера. С течением времени, многие из собраний староверов лишились своего значения, а некоторые совершенно упразднились.
Бесчисленные случаи самосожжений, самоутоплений и других примеров самоубийств, которыми наполнена история олонецкого старообрядчества, в то время жили еще в памяти местных старожил. Они доказывали, что дух старообрядчества Олонецкой губернии в середине 19-ого века далеко не имел того дикого фанатизма, которым отличались его последователи в этих местах 150 лет назад. Подавляемый время от времени развитием условий общественной жизни, духом и направлением века, в то время он представлял собой только массу последователей, значительную по своей численности, но не по фанатизму действий, впрочем, последнее проявлялось между местными староверами, но не в такой силе и не везде одинаково. Упорство самых фанатичных староверов ограничивалось несогласием на некоторые распоряжения правительства в отношении их самих.
Старообрядчество в Олонецкой губернии представляет собой одну секту, известную как Поморская Беспоповщинская. Она делиться на следующие согласия: 1) Даниловское или Монастырское, издавна распространенное и можно сказать господствующее во всей Олонецкой губернии, число последователей 13674* человек; 2) Филипповское, имеющее своих последователей в Повенце, Петрозаводске, Олонце и в Каргопольском, Вытегорском уездах: их в губернии насчитывается около 4429** человек; 3) Федосеевское согласие совмещается вместе с 4*** - Аристовским, последователи, которых немногочисленны и распространены в Повенецком и Петрозаводском уездах. Кроме Поморской секты в Каргопольском уезде также обнаружено секты бегунов. Можно еще сказать, что старообрядцы Даниловского, Филипповского и Федосеевского согласий в то время не находились между собой во вражде, как это было в первые времена образования их толков, когда они представляли собой сильные общины и старались привлечь на свою сторону богатых последователей. Только аристовцы, секта которых в народе называлась денежной верой, считали еретиками последователей всех согласий. Секта же бегунов не находила большого сочувствия у олонецких жителей и даже у староверов, так как в Каргопольском уезде, где она существовала, уже не было помещичьих крестьян, между которыми она в основном и развита.
Реферат опубликован: 25/08/2006