Страница: 3/6
На молитвы олонецкие старообрядцы собирались в часовнях, моленных, образных комнатах и просто в домах. Их часовни в основном находились в Повенецком уезде. Они были все деревянные, почти не отличались по своему
* ЦГА РК - ф. 1, оп. 10, д. 12/93, с. 11.
устройству, с той лишь разницей, что в них не было алтарей и престолов. Все они были выстроены до первого сентября 1826 года по одному образцу. Внутри часовни были более или менее разнообразны: отличие заключалось только в величине и богатстве украшений.
Та стена, где в церквях обычно устраивается алтарь, у старообрядцев в часовнях была обращена на восток и обставлена в три яруса образами, наподобие иконостаса, с глухими створами в середине, напоминающие царские ворота. Нижний ряд занимают большие иконы старинного письма. Почти все они были украшены серебряными и позолоченными венцами, а в монастырях - даже дорогими камнями и жемчугом. Олонецкие старообрядцы особенно уважали две иконы: Тихвинская Божья Матерь и Нерукотворный Спас, которые находились во всех часовнях Повенецкого уезда. Во втором ряду иконостаса помещались 12* праздников, а чаще 12** апостолов и тайная вечеря, а перед ней всегда висело паникадило или просто большая медная лампада. В третьем ярусе стояли образа разных угодников, чаще всего пророков. Точно в таком же порядке были украшены иногда, где дозволяло место, и боковые стены часовен. В противоположной стороне от иконостаса с боков были устроены клиросы, за которыми помещались стеклянные окна и двери. Вторая часть часовни называлась трапезою и была разделена продольной перегородкой для мужчин и женщин (образа здесь ставились редко). И, наконец, третье отделение или преддверие часовни. Оно устраивалось со стеклянным окном - для мирских или зрителей, то есть для тех людей, которые не были староверами, но могли бы подробно видеть весь процесс старообрядческого служения. В середине моленной на налое лежал большое Евангелие в малиновом или зеленом бархате. Наставники или наставницы становились обычно перед налоем и начинали
* ЦГА РК - ф. 1, оп. 10, д. 12/93, с. 23.
** Тоже, с. 23.
службу вместо священника, а певцы и певицы пели утрени, вечерни и молебны по старинным нотам. Во время служения иногда наставник или пономарь брали ручные медные кадильницы и кадили рослым ладаном все иконы и кресты единоверцев, собравшихся на моленье.
Мужчины во время молений всегда были одеты в длинные кафтаны без кушаков, а женщины - в темно-синие сарафаны. Их головы, с распущенными волосами, были покрыты большими темного цвета платками, девушки же с перевязанными, но не заплетенными волосами. У каждого из старовера в руках были листовка и подручник… В основном жители Олонецкой губернии устраивали моленные в секретных чуланах, сараях, сенях и на чердаках. Если средства наставника не позволяли, то иконостаса вовсе не было, тогда по стенам развешивали бумажные картины.
Староверы всех уездов в домашнем быту представляли собой патриархальные семейства. Одна только часть Повенецкого уезда и те места губернии, где были скиты, носили на себе особый характер. В этих приходах старообрядцы вели безбрачную жизнь без правильного семейного быта, а в Данилове и Лексе общежительство имело вид нераздельной общины.
Грамотность староверов Олонецкой губернии находилась большей или меньшей степени развития. Здесь девушки не только обучали грамоте по правилам старообрядчества и переписывали книги, но и с этой целью, в качестве миссионерок, они заводили в школах моленные. Что касается церковных книг и рукописей, которые в значительном количестве распространялись между олонецкими старообрядцами, то они заключались или в древних книгах, напечатанных в польских типографиях, или в книгах, переписанными самими староверами в разных местах как Олонецкой, так и других губерний. Основная переписка книг прежде производилась в Выгорецком общежительстве, где для этой цели содержали девушек. Вторым местом был Топозерский скит Архангельской губернии и третьим - Мегра и Пахкаламба в Финляндии. Самые интересные из книг старообрядцев - это «Поморские ответы» Андрея Денисова, заключающие основы учения староверов, «Апокалипсис» неизвестного старообрядца и многие другие. Олонецкие староверы не всегда приобретали книги в скитах Повенецкого и Кемского уездов, а многие из них скупали в Санкт-Петербурге. То же самое можно сказать и в отношении икон старинного письма, которыми наполнены старообрядческие часовни в Повенецком уезде - все они были приобретены в старину за большие деньги во многих русских церквях, и потому очень ценились староверами. Иконы с двуперстным сложением писались в скитах Шолтопорогы, Березовки и некоторых других местах Повенецкого уезда. Медные кресты староверы отливали открыто, а размерами, запрещенными законом, тайно в селении Кодозеро (Повенецкий уезд). Скитские иконописцы не только занимались своим искусством на месте, но и разъезжали по Олонецкой губернии, проживая это время в селениях и приходах, расписывая и поправляя иконы в часовнях и православных церквях. Вот почему иконопись в храмах православных церквей по характеру написания схожа со старообрядцкой. Двуперстное сложение, запрещенное Духовной Консисторией, очень часто встречалось и в старинных сельских церквях Олонецкой губернии. Особенно восставали староверы против новой живописи и изображения лиц Спасителя и Святых Угодников яркими красками, которые вовсе не предавали ликам оттенка религиозного смирения и строгости; зато древнегреческая живопись ценилась ими очень высоко.
Реферат опубликован: 25/08/2006