Страница: 15/16
Постигая красоту и глубину содержания, соотнося смысл “Троицы” с идеями Сергия Радонежского о созерцательности, нравственном усовершенствовании, мире, согласии, мы как бы соприкасаемся с внутренним миром Андрея Рублева, его помыслами, претворенными в этом произведении.
Икона находилась в Троицком соборе Троицкого монастыря, ставшего впоследствии лаврой, до двадцатых годов нашего столетия. За это время икона претерпела ряд поновлений и прописей. В 1904-1905 годах но инициативе И. С. Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка “Троицы” от позднейших записей. Работами руководил известный иконописец и реставратор В. П. Гурьянов. Были сняты основные записи, но оставлены прописи на вставках нового левкаса, и в соответствии с методами тогдашней реставрации сделаны дописи в местах утрат, не искажающие авторскую живопись.
В 1918-1919 годах и в 1926 году лучшими мастерами Центральных государственных реставрационных мастерских была произведена окончательная расчистка памятника. В 1929 году “Троица” как бесценный шедевр древнерусской живописи была перенесена в Третьяковскую галерею.
В заключение данной работы надо сказать, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.
Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.
Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Список литературы:
1. Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись”.- М., 1984.
2. Алпатов М. Андрей Рублев, - М.: “Искусство”, 1985.
3. Атеистический словарь,- М., 1986.
4. Барламова Е. Н. Русская икона. – М: “Изобразительное искусство”, 1994.
5. Гаврюшин Н. К. Философия русского религиозного искусства XVI – XX
вв. М.: изд. группа “Прогресс”, “Культура”, 1993.
6. Гусева Э.К. “А.Рублев. Из собрания государственной Третьяковской
галереи М., 1990.
7. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский “О почитании икон”
С.-П. 1995.
8. Ильин М. А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея
Рублева. – М.: “Искусство”, 1976.
9. Кызласова И. Л. Русская икона XIV-XVI вв. – С.-П.: “Аврора”, 1988.
10. Лазарев В. Московская школа иконописи, изд. “Искусство”,Москва, 1980.
11. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. - М.: Искусство, 1966.
12. Малков Ю. Русские иконы XII-XIX в.в., - М.: Искусство, 1988.
13. Смирнова Э. С. Московская икона XIV-XVII вв. С.-П.: “Аврора”, 1988.
14. Советский энциклопедический словарь, - М., 1979
15. Трубецкой Е. “ Три очерка о русской иконе”, - Новосибирск 1991.
[1] Трубецкой Е. “ Три очерка о русской иконе”,- Новосибирск 1991. С. 21.
[2] Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись”.- М., 1984. С.40.
[3] Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись”.- М., 1984. С.43.
[4] Барламова Е. Н. Русская икона. – М: “Изобразительное искусство”, 1994. С. 38.
[5] Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. - М.: Искусство, 1966. С. 34.
[6] Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. - М.: Искусство, 1966. С. 35.
[7]Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. - М.: Искусство, 1966. С. 35.
Реферат опубликован: 17/05/2009