Страница: 1/5
В течение длительного исторического периода огромное влияние на становление философской проблематики в буддизме оказывали брахманистские религиозно-философские школы. Несмотря на ряд сходств между этими двумя течениями, развитие основных философских идей буддизма сопровождалось постоянной полемикой и критикой основных положений брахманизма.
Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н. э. русле неортодоксального направления религиозной мысли. Это означало, что буддизм занял индифферентную позицию по отношению к ведам - своду древнейших текстов, по праву считающемуся духовной основой индийской культуры. Если брахманистская религиозно-филлософская традиция утвердила ведийское Слово в качестве высшего критерия и придерживалась абсолютного авторитета вед, то буддийская традиция не связывала себя с ведами и не разделяла базовых установок брахманистской ортодоксии.
Идеология брахманизма в "свернутом виде" выражена формулой эквивалентности атмана и брахмана, т.е. сущностное тождество индивидуальной психической субстанции и субстанции духовно-космической. Опираясь на непререкаемый авторитет вед, большинство брахманистских систем базировались на признании вечного бытия высшей духовной субстанции, по отношению к которой индивидуальная душа в ее конкретной качественной определенности выступала лишь временным явлением.
Чувственно воспринимаемый мир представлял собой одну из стадий космического духовного принципа, который в теистических системах наделялся функцией творящего начала.
Религиозный идеал освобождения в индуизме предполагал обретение блаженства через отождествление индивидуального Я (ментальной субстанции) с высшим Я как космическим творящим началом.
В противоположность главным положениям брахманизма буддизм выдвигает принцип анитья - анатма - духкха (невечное - не-душа -страдание), конкретизированный в учении "Четрыех благородных истинах". Это учение составляет смысловой центр, ценностное ядро буддийской религии.
Таким образом, отрицая существование брахманистского центра бытия, мировой души, Брахмана, буддизм выдвигает принцип анатма -отсутствие души, как мировой, так и индивидуальной. Ортодоксальные брахманистские представления о вечной субстанциональной духовной целостности - атмане - противопоставлена в буддистской философии трактовка индивида как изменчивой во времени, непостоянной субстанциальной совокупности психофизических состояний (дхарм). И таким образом: индивид (пудгала) есть собрание пяти групп дхарм, относительно которых термин атман может употребляться метафизически,
Следующее положение - анитья, согласно которому, бытие ничто иное как отвлеченное представление пустоты, и что на самом деле существуют только дробные явления, не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному изменению, а потому в мире отсутствует постоянство, стабильность. Это, согласно учению Будды, и есть величайшее из всех зол, это огонь, "пожирающий весь мир". Он говорил: "Сложное должно рано или поздно распасться, родившееся - умереть"[1]. "Явления исчезают одно за другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над всем закон разрушения. Быстрая река течет не возвращается, солнце безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествующей жизни в настоящее, и никакие силы не в состоянии возвратить его в прошедшую жизнь. Утром мы видим какой-нибудь предмет, к вечеру его уже не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем? Иной стремиться изо всех сил достигнуть его в настоящей жизни, но тщетны его усилия, он бьет палкой по воде, думая, что, расступившись, вода останется в таком положении навсегда. Смерть владычествует над всем миром, и ничто, ни воздух, ни моря, ни пещеры, никакое место во вселенной не скроет нас от нее; ни богатство, ни почести не защитят нас от нее: все земное должно рассеяться, исчезнуть. Пред смертью все равны - богатый и бедный, благородный и низкий; умирают и старые, и молодые, умирают все без разбора и срока. . Тело человека . есть оскуделый сосуд, распадающийся на части при первом же сильном толчке. В течение всей жизни оно служит источником страстей, волнений и мучений. Наступает старость, а вместе с нею являются и болезни - старик мечется в предсмертных судорогах, как живая рыба на горячей золе, пока наконец смерть не кончит его страдания . Но и смерть не освобождает человека от мира страданий и постоянного изменения - он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так без конца вертится "вечно кружащееся колесо" перерождений, "[2]
Реферат опубликован: 22/09/2006