Страница: 1/3
Религия, философия и искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и взаимопонимания. Причем взаимодеисвие это рассматривается на уровне развитых форм художественного и религиозного сознания т.е. в аспекте философско – эстетического теоретического анализа.
Система искусств в структуре мировых религий и проблема художественно – религиозной целостности.
Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к области религиозного поклонения или культа».
В процессе деятельного исторического развития и взаимодействия искусства и религии в каждой мировой религии возникла определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств. Однако в каждой религии доминирует один из уровней, что создает неповторимую и специфическую атмосфе5ру духовной, вообще религиозно – эстетической жизни в особенности. Именно эта доминанта определяет оригинальность и своеобразие художественных и религиозных явлений, возникающих в процессе этого взаимодействия.
В процессе взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII в н.э. Иоанн Дамаскин реформировал систему осмогласия, что в каком - то смысле способствовало в дальнейшем созданию системы церковного пения.
Совершенствуя в вековой практике формы религиозной жизни и в особенности богослужение, церковь всегда следила за теми, чтобы они были связаны со священным словом. Этот принцип доминирующего значения слова разработан теоретически еще раннехристианскими богословами.
В силу такой образности слова текст священных писаний Библии, Корана, Вед и др.- поддается эффективной художественной интерпретации, переложению на язык поэтического или музыкального образа. Именно это дает основание, например, Н.Ю. Крачковскому, сделать вывод о том, что «Коран – первый памятник прозы… сравнения, повести…»
Относительно христианства, на что указывал Е.М.Браудо, писавший о том, что «еще в VI веке было установлено чтение Евангелия в церкви и страстей господних. Способ исполнения был обычный грегорианский лекционный глас, речи же Христа исполнялись в евангельском тоне.… Начиная с XII века, Евангелие стало изображаться в «лицах», хотя и без намека на какую – либо самостоятельную драматическую форму».
Театрализованные представления широко использовались при обрядах, совершаемых вне стен церкви, и в религиозных праздниках. Торжественные выходы патриарха или митрополита в православной церкви, сопровождались колокольным звоном и возглашением молитв, представления собой непередавемое зрелище.
Принцип театрализованного представления развит и в обрядах и богослужениях буддизма. По пышности обрядов и церемоний эта религия не уступает христианству и исламу. И в исламе существуют театральные представления, связанные с религиозным настроением. Например, элемент театрализованности есть в празднике мавлюд, который связан с коллективной молитвой в мечети, празднеством за столом и религиозной благотворительностью. В этом мусульманском празднестве доминируют положительные эмоции.
Церкви стремились ассимилировать языческие представления, придать им подлинно религиозный вид. На Руси в период раннего Феодализма возникает институт странников «калик перехожих», которые используют традиционные формы для пропаганды христианстсткой филосифии. Они создадают «Духовный стих», который призван заменить народную былину.
В средневековой Западной Европе под влиянием позднего императорского Рима, в котором возникают бродячие актеры – мимы и гистрионы складывается институт народных певцов и артистов.
Однако к народным артистам Западной Европы, так же как и в России «аскетически настроенная церковь относилась….чрезвычайно враждебно. Так же и светские власти подвергали их гонению».
В странах буддийской религии, в особенности в Индии, носителями этой народной художественной мудрости была каста бродячих актеров и мастеров – шильти, которые из века в век сохраняли народные представления о красоте, несмотря на сильнейшее давление буддийской религии.
Религиозное театрализованное представление должно было проходить в соответствующей эстетической среде. Такая среда создавалась церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия.
Реферат опубликован: 11/06/2009