Страница: 2/3
Казалось бы сложная система взаимодействия искусства и религии должна бы создать устойчивую и внутренне непротиворечивую основу религиозно – эстетической жизни. Реальный процесс взаимодействия мировых религий и искусства, конечно, создал определенную целостность, функционирующую в основном на уровне культурно-духовном и социальном.
Вместе с тем в системе искусств той или иной религии существует не только синтезирующее, но и ведущее искусство, которое определяет принцип функционирования данной художественной системы.
Таким ведущим искусством могло быть и декоративно-прикладное искусство и скульптура (буддизм), декоративно-прикладное (ислам), или искусства изобразительные и пластические (христианство).
Близость искусства и религии на эстетически-эмоциональо уровне связана с тем, что у них существуют некоторые общие черты. Искусство и религия – это такие духовные феномены, в которых эмоционально – оценочные уровни превалируют над эмоционально – информационными.
Эстетическое восприятие можно определить как обьективно – ассоциативное, т.е. как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности. Религиозное восприятие следует определить как экспресивно – субъективное, т.к. для верующего характерно вчувчствование в воспринимаемый эстетический или художественный объект, стремление перенести свои субъективные желания на объект. Это особенно ясно видно при восприятии верующими иконы или какого-нибудь культового предмета. Вместе с тем в религиозном восприятии эстетических и художественных объектов присутствуют элементы удовольствия, духовной удовлетворенности.
Искусство и религия вырабатывают совместно различные механизмы» эмоционально-эстетического воздействия на человека.
Буддизм и искусство.
В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле.
Из поколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушая верующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящего добро, т.к. его усилия несоизмеримы с всесилием великого учителя. Так "нейтрализм» буддизма приобретал определенный социальный смысл, оправдывая неизменность социальных отношений.
Большое социальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не является просто уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни.
Религиозные и философско-идеалистические построения буддизма о будущем существовали силами необходимости размышления человека.
Искусство нейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам, а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентировало внимание на человеческих чувствах.
Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и обьяснение природы искусства, его целей и функций.
Буддизм как философия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале в нерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, его существование вне материи и человека.
В этом основательно проявляется влияние добуддийских представлений о существовании красоты. В «махабарахате» есть такие строки: «Исчезла душа – красота отлетела, уродливым стало бездушное тело».
В философско-религиозной концепции буддизма не существует проблемы личного бытия человека.
Буддизм как философско-религиозная концепция и как церковь в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальном положении. Опираясь в своих изначальных формах на ведическую религию, а затем на брахамизм и индуизм, буддизм попытался изъять из религиозного сознания элементы эмоционально-образного отношения к миру, элементы эстетического и художественного, создав учение о страдании и нирване, придав ему широкий эмоционально аскетический характер.
«Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, и все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа» – пишет один из исследователей индийской культуры Ч. Кабир.
Реферат опубликован: 11/06/2009