Работа над полифонией в классе баяна

Страница: 9/10

При соединении голосов целесообразно играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь к наиболее трудным местам. Весьма эффектный способ работы для подвинутых учеников – пропевание какого-либо голоса, в то время как другие исполняются на баяне.

В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет разучена, необходимо, чтобы он время от времени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифоническом отношении сочетания.

Опытным педагогам хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к поли­фонии. Причина этого—восприятие ими полифониче­ских пьес только лишь как трудных и скучных упраж­нений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада; поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и при­влекательные по музыкальной образности полифониче­ские пьесы. Именно в этом проявится искусство педа­гога. Добавлю к этому, что помимо тщательного изуче­ния немногих характерных полифонических пьес очень важно, чтобы ученик знакомился в общих чертах с раз­нообразными по складу пьесами, включающими отдель­ные моменты многоголосия.

Полифонию, доступную уже в первые годы обу­чения, можно разделить на три группы. Первая из них — народно-песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обога­щает основной напев. Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее, значительная линия баса (контрастная полифония). Наиболее труд­ны для восприятия и исполнения сочинения имита­ционного склада. Композиторы нашего века, сознавая исключительную важность и одновременно трудность для учащихся имитационной полифонии, соз­дали множество простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль. Первым в ряду этих композиторов, конечно, нужно назвать Б. Бартока.

Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы старинных композиторов, напи­санные в стиле контрастной полифонии. Исполнение двух голосов на различных мануалах созда­вало само собой, без каких-либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основ­ную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос прово­дит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода часто исполняются с различной арти­куляцией двух голосов.

Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполне­ние поочередно отрывков каждого из голосов с обяза­тельным сохранением контраста между ними; вступление сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.

Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, по­лонезы, марши из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. В форме менуэта Бах выражал раз­личные эмоциональные оттенки — жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гиб­костью, ритмическим разнообразием, чередованием раз­личных штрихов. Нижний же голос обычно ведет хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдер­жанную и плавную линию. Так возникает контраст меж­ду двумя голосами. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других - преиму­щественно поп legato. Отдельные моменты имитации, встречающиеся во многих менуэтах, должны быть проведены достаточно рельефно, но без нарочитого выделе­ния, подчеркивания, что нарушило бы цельность и плавность голоса. Новая ступень в развитии полифони­ческого слышания ученика — передача значительности, самостоятельности нижнего голоса и в то же время проведение его все же как бы на втором плане.

Тщательное изучение разнообразных по полифони­ческому складу пьес подготовит ученика к более слож­ной и развернутой полифонии.

Реферат опубликован: 21/08/2008