Триумф и трагедия И. В. Сталина

Страница: 5/8

В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия, и наоборот. К концу 30-х гг. ВКП (б) в значительной мере изменила и свой собственный облик, утратила остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. С последними политическими процессами в ней исчезли дискуссии, диспуты, воцарилось полное, но весьма относительное «Единство». Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных органов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата. Таким образом, государственная власть в стране к середине 30-х гг. полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты, а сама ВКП (б) составила ядро тоталитарной политической системы.

Именно тогда сложился механизм власти, который характеризовался почти полным отчуждением народа от этой власти, господством «нового класса» (термин югослава М.Джиласа) – слоя партийно-государственных чиновников, окружавших вождя и благодаря монополии на управление получивших особые привилегии и материальные преимущества.

Механизм этот складывался и обрабатывался исподволь, на базе всё разраставшихся репрессий. Последние Сталин использовал, с одной стороны, как средство для устранения всякого инакомыслия, а с другой, как метод генерации и селекции лично ему преданных кадров, взращенных в атмосфере не революционной романтики, а аппаратной «подковерной» борьбы. Сталин ведь тоже не только казнил. Кому-то прозрачно намекал на свои подозрения, у кого-то арестовывал близких родственников. Держал людей в страхе, в напряжении, лишая тем самым воли, подчиняя себе.

--------------------------------Глава 3«Идеологизация жизни»------------------------------------

К середине 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и официальной идеологией. Об этом говорилось в Конституции 1936 г. как об одном из завоеваний социализма.

Ее новый статус означал усиление борьбы с инакомыслием в стране. Для решения этой задачи широко использовались, прежде всего, приемы, связанные с дискредитацией «враждебной» идеологии, каковой считалось все, что не вписывалось в официальную идеологическую доктрину. Особую роль здесь играл партийный контроль над средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Изменениям подверглась и система образования. Были полностью перестроены структура учебных планов и содержание учебных курсов. В их основе теперь лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук. При помощи «железного занавеса» была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.

Курс на отделение церкви от государства в конце 20-х-начале 30-х гг. сопровождался массовым уничтожением церквей и самих служителей культа с целью ликвидации инакомыслия в его религиозном варианте.

Если до середины 20-х гг. в стране еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с начала и в особенности с середины 30-х гг. вся эта литературе была изъята из библиотек и уничтожена. Идеологический аппарат партии и государства превратился в 30-е гг. в одну из важнейших опор тоталитарного режима.

--------------------------------Глава 3«Массовые организации»-----------------------------------

Модель общества, сложившаяся в 30-е гг., характеризовалась тотальным охватом населения официальными массовыми организациями. Почти все трудоспособное население страны состояло в профессиональных союзах. В начале 30-х гг. ВЦСПС были переданы государственные функции ликвидированного к этому времени наркомата труда. Тогда же общественные организации были по существу подчинены соответствующим наркоматам и ведомствам по профилю их деятельности. То же можно сказать и о крупнейшей молодежной организации – комсомоле. Уже к середине 20-х гг. становится очевидным стремление Сталина установить между партией и комсомолом отношения при которых этот союз находился бы в прямом, беспрекословном подчинении партии. В 30-е гг. вся идейно-воспитательная работа комсомола (как, впрочем, и всех других массовых организаций) была сориентирована на возвеличивание «отца народов», на поиск и уничтожение многочисленных «врагов народа» в комсомоле, на идеологическое обоснование проводившегося в стране сталинского политического курса.

Работа общественных организаций год от года утрачивала свой первоначальный творческий, добровольный характер превращалась в формальный, ритуальный акт.

Массовые организации были созданы для всего населения страны, начиная с 8-9-летнего возраста. По своей структуре и задачам они становились «продолжением» партии, лишь адаптируя официальную идеологию и политику с учетом профессии, особенностей, возраста, пола, специфики деятельности различных слоев населения. Точно так же как единственной партией в стране была ВКП (б), в профессиональном движении была монополия огосударствленных профсоюзов, в молодежном движении - ВЛКСМ, в детском – пионерской организации и т.д. Все это вело к унификации общественной жизни.

Реферат опубликован: 20/03/2006