Курс лекций по истории экономических учений

Страница: 8/23

Приоритетные принципы экономического анализа

Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий

Принцип причинно-следственного анализа с последующим построением генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимость.

Концепция экономического роста

Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо)

Посредством увеличения национального богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства.

Принцип макроэкономического равновесия

Достигается благодаря координирующем и регулирующим мерам государства.

Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка.

Позиции в области теории денег

1. Деньги - искусственное изобретение людей

2. Деньги - фактор роста национального богатства

1. Деньги - это стихийное выделившийся в товарном мире товар.

2. Деньги - это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

Классическая школа в развитии прошла 4 этапа:

1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии, благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения нового течения физиократия (в рамках классической школы) меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной причине.

2) Второй этап классической школы целиком связан с именем и творчеством Адама Смита - великого ученого экономиста Англии.

3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1 половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к машинному (индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рекардо, Томас Мальтус, Н.Сеньор; французы - Жан Батис Сей и Фенимор Бастиао. Хотя все эти авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в соответствии с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не менее каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.

Реферат опубликован: 22/09/2006