Религиозно-культурный конфликт в Риме

Страница: 1/29

Оглавление Реферат Введение Глава 1. Дионис и его культ в Греции 1.1. Происхождение и деяния Диониса 1.2. Формы культа Диониса в Греции 1.2.1. Сельскохозяйственные праздники в честь Диониса. Дионисии 1.2.2. Оргиастические празднества Диониса в Греции Глава 2. Дионис, Либер и вакханалии 2.1. Особенности римской религии 2.2. Либер: народный сельский культ в Римской республике 2.3. «Дело о вакханалиях»: римляне и оргиастический культ Заключение Библиогафия

Реферат

Дипломная работа содержит 60 страниц текста, иллюстраций.

Ключевые слова:

культура Древнего Рима, религия Древнего Рима, Вакх, Вакханалии, Либер, Либералии, "дело о вакханалиях".

Аннотация:

Работа посвящена выявлению причин религиозно-культурного конфликта, имевшего место в связи с проникновением в Рим оргиастических форм культа Диониса – вакханалий.

Показано, что в Греции, откуда пришли в Рим вакханалии, культ Диониса имел два вида – сельские праздники (Дионисии, Ленеи и др.) и оргиастические мистерии. Первый вид во многом совпадал с римским культом Либера – бога, по функциям аналогичного греческому Дионису. Поэтому даже проявления распущенности здесь были освящены традицией. Но вакханалии представляли серьезную угрозу для римских традиций, поскольку это был культ несанкционированный государством, а в Риме религия была делом не личным, а общегосударственным. Именно поэтому они вызвали столь решительную реакцию. Однако стоит особо подчеркнуть: эта реакция (как и в случае с христианством) носила не столько культурный, сколько политический характер и была обращена не против культа Диониса самого по себе, а против определенной его формы.

В дипломной работе проработаны следующие вопросы:

· Дионис и его культ в Греции: происхождение, содержание, значение. Обряды в честь Диониса и их разновидности.

· Сельскохозяйственные праздники в честь Диониса, Дионисии.

· Оргиастические празднества Диониса в Греции.

· Культ Либера в Риме. сравнение с культом Диониса, праздников в честь Либера – с дионисическими праздниками.

· Либер: народный сельский культ в римской республике.

· Проникновение в Рим вакханалий, обряды этого культа.

· Римляне и оргиастический культ. "Дело о вакханалиях", его культурный смысл.

В результате проведенной работы поставленная цель – выявление чуждого и пугающего римлян, неприемлемых для традиционной римской культуры моментов, которые были в греческом празднике вакханалий – была достигнута.

Введение

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античности, поскольку она является одним из истоков европейской культуры, для которой и литература, и искусство, и философия, и религия Древней Греции, затем и Древнего Рима, стали отправной точкой ее развития.

Античная культура существовала в двух вариантах — культура Греции и культура Рима, которые иногда объединяют в понятие «греко-римская культура».

Со времени появления понятия «античность» в эпоху Возрождения и на протяжении нескольких столетий в европейской культуре не проводили строгого разграничения между греческой и римской культурой, или, если быть точнее, римская культура объявлялась лишь бледной копией великой греческой культурой, а сами римляне — людьми неспособными к оригинальному творчеству в сфере искусства, литературы, мысли.

Однако с течением времени на первый план выдвигается процесс взаимодействия римской и греческой культур. Все больше внимания стали обращать на своеобразие каждой из культур и их отличия друг от друга. Особый интерес представляет с этой точки зрения история римской культуры, поскольку Рим и его культура подверглись сильному влиянию процесса эллинизации, многие черты культуры были заимствованы у греков. Но все же, несмотря на всевозможные влияния, римляне сумели сохранить свою индивидуальность.

Многие явления римской культуры (если принимать это понятие в самом широком смысле слова) являет собой причудливый сплав греческой внешней формы и типично римского содержания. Так, Вергилий в «Энеиде», заимствовав у Гомера детали сюжета, композиционные приемы и даже отдельные выражения, наполнил свою поэму духом чисто римского патриотизма и благочестия.

Итак, несмотря на свое сходство, греческая и римская культуры оставались глубоко чуждыми друг другу по своему духу, и даже процесс эллинизации, который несколько смягчил эту противоположность, не снял ее до конца. В этом смысле вакханалии — мистериально-оргиастические праздники в честь греко-римского бога вина, виноделия, растительности и плодородия Вакха (Диониса) — могут служить отличным примером этой противоположности. Казалось бы, культ греческого бога Диониса во многом совпадал с культом древнего италийского божества Либера. И в том и в другом случае празднества носили оргиастический характер; но если Либер не вызывал никакого противоречия, то проникновение в Рим вакханалий вызвало бурную реакцию и репрессии.

Реферат опубликован: 15/04/2007