Страница: 15/34
Н. Старченков, в целом одобряя закон «Об авторском праве и смежных правах», высказывается и о его минусах. На его взгляд, зачастую авторские права принадлежат не авторам, а людям, которые просто наживаются на создателях произведений. Сложно малоизвестному автору отказаться от заманчивого предложения стать известным и получать приличные деньги. За популярность и некое финансовое вознаграждение он продает продюсерам, звукозаписывающим компаниям и т. п. свои авторские права и попадает в «кабалу», в зависимость, от последних. Часто обладатели авторских прав на что-либо преследуют единственную цель - получение прибыли, игнорируя художественную ценность произведения (или даже явления или движения) для общества. Поясним на примере. Самый известный и популярный фестиваль авторской песни может лишиться своего названия (им. В. Грушина), потому как некий племянник Валерия оформил право на использование имени родственника и требует крупного вознаграждения. Теперь известнейшее музыкальное трио им. В. Грушина тоже должно платить племяннику легендарной личности или поменять название. Вот так, с помощью закона, можно делать деньги «из воздуха».
Однако имеет право существовать мнение о том, что созданное произведение (т. е. та же информация), исполненное публично, оказывает прямое действие на дальнейший ход развития общества, вступает в неисчислимое количество различных связей, что делает нереальным контроль за дальнейшим его использованием. Произведение создается с учетом накопленного человеческого опыта, его норм, принятого языка, системы представления, а значит, есть лишь систематизация прошлого опыта людей: идеи - стандартны, темы - не новы (любовь, смерть, добро, зло и т. п.), способ подачи - традиционен (книги, фильмы, картины). Следовательно, автор реально ничего нового не создал, а лишь систематизировал прошлый социокультурный опыт, а значит, его произведение принадлежит всему человечеству. Плюс к этому его произведение - объективная реальность, а отношение к нему - субъективная, что опять не дает право на обладание им. К тому же зачастую произведения слушателям навязываются. Говоря о защите авторских прав, надо помнить и о защите прав потребителя.
Нам думается, что со временем интересы автора и слушателя уравновесятся. Сейчас, смотря телевизор, зритель лишь примерно знает то, что ему предоставят, и телекомпании, пользуясь этим, навязывают ему свою продукцию, в том числе и творческого характера. В дальнейшем все чаще и обширнее будет использоваться вместо телевидения Интернет, где право выбора творческой продукции находится за потребителем. Востребованность продукции АМСТ, на наш взгляд, возрастет, по сравнению с поп музыкой, потому, что сильно уменьшится возможность восприятия создаваемой к последней искусственного интереса, а останется лишь свободный выбор слушателя (это, естественно, идеальная модель без учета многих составляющих, с изменением которых она может модифицироваться в целом).
Глава 2. Анализ современных форм организации АМСТ
2.2. Конкурсы и фестивали как основная форма развития АМСТ
Фестивали и конкурсы являются движущей силой развития АМСТ. Фестивальная история авторской песни насчитывает уже более 30 лет. Разные по масштабам, содержанию, составу участников эти фестивали дали возможность многим любителям авторской песни встретиться друг с другом, открыть для себя новые имена и песни, найти единомышленников, поддерживать тот вольный творческий дух, который отличает свободных граждан пусть даже и несвободного общества. Новосибирский фестиваль 1967 года, Московские фестивали самодеятельной песни, Куйбышевские фестивали памяти Валерия Грушина стали вехами в истории жанра, удивительным образом сочетающего многочисленность аудитории поклонников и далеко не средний уровень художественного и особенно поэтического содержания лучших своих образцов. Современные фестивали и конкурсы продолжают традиции прошлых лет. Но есть опасение, что фестивали могут перерасти в коммерческие шоу. Несомненно, элементы его должны присутствовать: организация сцены, телевизионных показов, грамотных ведущих, продажа сувениров и т. д. Но все-таки творческая составляющая не должна утрачиваться. Для этого на конкурсы приглашают авторитетное жюри, наиболее выдающихся людей работающих в жанре АМСТ. А. Городницкий предлагает искать новые формы развития АМСТ, например, проведение фестивалей через Интернет. Конечно, существуют подобные, но они сугубо коммерческие (MP3com.), где от мнения слушателей зависит рейтинг того или иного исполнителя. А. Городницкий предлагает и здесь решать судьбу исполнения компетентному жюри, потому как он считает, что мнение аудитории не всегда совпадает с истинным положением вещей и, может быть, простенькая, бессмысленная песенка будет иметь гораздо более высокий рейтинг, чем высокохудожественное, но трудное для восприятия произведение. Но пока основной формой творческого самовыражения авторов-исполнителей остаются конкурсы и фестивали.
Реферат опубликован: 19/01/2010