Страница: 4/34
Многим представляется, что на Руси авторское музыкальное творчество не существовало, а бытовал лишь фольклор (т. е. безличное коллективное творчество, передававшееся устно), но это не так. Далее мы приводим некоторые даты, сохранившиеся в народной памяти, как вехи развития АМСТ, но признаем, что это лишь малая часть того, что было: в 1157 г. в Киеве был создан песенник, где под строками кириллицы располагались нотные знаки; 1187 г. - дата создания «Слова о полку Игореве», которое проговаривалось тоже в ритмически-напевном стиле.
Очень часто у произведений, созданных в древней Руси, автор неизвестен. Это объясняется следующим. Во-первых, возможно, что информация об авторстве утрачена, во-вторых, произведения АМСТ почти всегда предавались изустно, а значит, имело место коллективное творчество, и, в-третьих, не было принято подписывать произведения в силу практической бесполезности, а иногда даже и вреда (подобные действия преследовались церковью). Неверным является предположение: если мы не можем назвать имя автора, значит, его нет. Несомненно, многие авторы нам не известны. Но есть и такие, имена которых дошли до нас. Это самодеятельный автор XVI века (прославившийся, правда, в иных видах деятельности) Иван Васильевич Грозный (IV). На стихираре его написано: «Творения Царя Иоанна, деспота Московского». Его вокальные произведения в свое время исполнялись в Успенском соборе Кремля при большом стечении народа. Позднее, в XVIII веке, знаменитый философ Григорий Сковорода сочинил много замечательных песен (стихи и музыку). Его произведения имели еще при жизни автора (что, заметим, для того времени редкость) большую популярность, а после еще долго исполнялись в народе. В течение XIX века они включались в песенники различного рода, как народные. Но вот при жизни Григорий не увидел ни одной напечатанной строки своих произведений. Сравнивая безличностные конструкции фольклора и индивидуальное самодеятельное творчество прошлого, мы не можем провести их четкое разделение. И стиль, и темы произведений, и их подача были столь похожи, что особого значения авторство в те времена не имело.
Рост городов, появление большого числа рабочих и служащих, повышение общего уровня образования повлияли на изменение структуры населения, а значит, потребовали создания новой народной культуры, отличной от деревенской. Одной из форм этой культуры стало возникновение в XIX веке жанра городского романса - непосредственного предшественника современной авторской песни.
АМСТ на современном этапе ее развития представляет собой массовое движение. Можно даже говорить о возрождении в последние годы и бурном развитии этой составляющей культуры России. По сути своей авторская песня - современное народное музыкально-поэтическое искусство России. Основоположники современных форм АМСТ, наиболее известные в прошлом авторы-исполнители, к сожалению, уходят из жизни (Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.), но их песни остаются классикой АМСТ и не забываются, а более того перепеваются, их сочинения тиражируются. Появляются новые исполнители, затрагиваются наряду с традиционными новые темы, актуальные на сегодняшний день. АМСТ - динамичное явление (в отличие, скажем, от фольклора, где с течением времени происходит лишь искажение его сущностного смысла, непонятного представителю современного урбанизированного общества). Большинство населения России живет в городах (с каждым годом соотношение сельского и городского населения увеличивается в сторону последнего), и ему чужды песнопения, в большинстве своем обрядовые, связанные с сельским образом жизни. Произведения фольклора исполняются на устаревшем бытовом языке. Редко встретишь человека, корни которого в культурном отношении принадлежат какой-либо одной национальности. Это значит, что, идентифицируя себя с представителем русской нации, человек отождествляет себя с носителем, прежде всего, современной городской отечественной культуры, синтезируемой из культур множества народов, а не с крестьянской культурой. Исходя из этого, мы считаем, что АМСТ на современном этапе своего развития является истинно народным творчеством, а не стилизованным под него. Человек с гитарой на сцене не кажется нам смешным, потому что он – это мы. Он одет так же, как мы, говорит, поет, затрагивает те же темы, о которых думаем мы, приводит аргументы, кажущиеся нам убедительными.
Изучая о музыкальное творчество, мы должны оговорится: собственно музыка - лишь составная часть произведения, а другая его часть - стихотворный текст (существуют и еще составляющие произведения: артистизм автора, создаваемая им атмосфера исполнения и др.). Самодеятельное творчество, очень часто достигнув определенного уровня, перерастает в профессиональное, и это правильно, но надо сказать что те авторы-исполнители, для которых сочинение и исполнение песен не является профессией, тоже могут создать произведения очень высокого класса. К примеру, А. Дольский – известный автор-исполнитель, экономист, воспитанник политехнического института – выступал с песнями собственного сочинения, и это изначально не было его профессией. Через некоторое время Свердловская киностудия предложила написать ему музыку к кинофильму на стихи Б. Брехта. В последствии он становится артистом Ленконцерта. Иногда, становясь профессионалом, автор ставит сочинение песен на поток, творческая составляющая делается минимальной, а потом у этого автора появляются произведения более низкого художественного уровня, чем сочинения многих самодеятельных авторов.
Реферат опубликован: 19/01/2010