Страница: 22/34
«Постулат, который, по Канту, лежит в основании морали: к человеку нельзя, никогда нельзя, относиться как к средству для достижения каких бы то ни было целей, только - как к цели самой по себе. Сказать, что здесь было сделано какое-то открытие непознанного, конечно, нельзя. Это и для Канта уже не было чем-то новым: он дал такую философскую формулировку древней как мир системе моральных заповедей» [14, 87]. Эффективность воздействия бардовской песни на общество в сильной степени было обусловлено именно возникновением этой социальной структуры - КСП. Ведь «…общественное движение - это не просто, как говорил М. Вебер, «массовидная реакция», т. е. одинаковая реакция многих людей, сформированная общими условиями жизни, представлениями и т. д. Каждый реагирует сам по себе, но поскольку условия одинаковые, люди реагируют одинаково и получается «массовидная реакция». Здесь мы имеем ситуацию, когда и условия разные и представления весьма разнообразны, а частично и вовсе не сформировались» [14, 92].Реакция не возникает стихийно, но формируется именно подструктурой общественного сознания, в какой-то степени и целенаправленно. «Всё это взаимодействует внутри себя, общается, обменивается мыслями и эмоциями» [14, 93].
Клуб - это весьма своеобразная социальная структура. По своим признакам она способна варьироваться в огромных пределах: от узкого замкнутого круга людей вплоть до КСП с его миллионным членством, совершенно открытыми границами и колоссальной аудиторией, находящейся за их пределами и не только. Главное своеобразие и огромное значение КСП заключается не в его структурных особенностях, а в тех приоритетных функциях, которые он осуществляет в обществе. При тоталитарном строе клуб был в основном интегрирующим началом, объединял людей в своеобразном андеграунде, создавал ауру культурной сплоченности, общности; вместе с тем он выполнял и выполняет сейчас функцию индивидуализации, творческого саморазвития личности. Еще одна из важнейших функций клуба - это создание архивов АМСТ. И еще одна из основных - организация проведения концертов и фестивалей авторской песни. Свою объединяющую функцию на настоящий момент, как основную, КСП выполнил. Несомненно, клубы и сейчас объединяют людей, но вокруг других приоритетов, и былой сплоченности уже нет, да это и не надо, ведь общество в основной своей массе потеряло врага в лице государства. Клуб свои функции выполняет постоянно. Естественно, что в разном объеме, в зависимости от своей величины, диапазона интересов, их содержания и значения, их соотношения с данной социальной и культурной ситуацией и с прочими, менее важными, условиями и обстоятельствами.
Возникновение КСП обусловливается «хрущевской оттепелью», позволившей человеку существовать в какой-то мере автономно от государства, давшей некоторые свободы, общение без страха попасть в концлагеря коммунистического режима. «Оттепель» дала возможность, правда, ограниченную, путешествовать по стране, общаться с новыми людьми, обсуждать жизненные вопросы.
Можно поставить вопрос: что нового внёс КСП в культуру, искусство и т. д.? КСП в советский период был подсистемой общественного сознания, его неформальной сферой, сыгравшей большую роль в преобразовании всего общественного сознания в целом. А все его другие функции выполнялись как «побочные» по отношению к ней. КСП прежде всего - идея и позиция, ценностная и моральная. И только затем искусство и человеческие отношения. Тип человеческих отношений, которые в нём культивировались и которые вытекали непосредственно из его генеральной позиции, - суперценности человеческой личности. В них было трепетное уважение к человеку, они были как бы освещены и окрашены высокими ценностями, которые защищал и отстаивал КСП как целое, как подсистема общественного сознания.
Опасность возвращения тоталитаризма в наше время существенно уменьшилась. Пафос утверждения именно этого круга ценностей остыл. Идея ушла. Осталась организационная форма, стиль песнетворчества и часть тех отношений, которые сложились в прошлом, продолжают существовать. В КСП может и должна возникнуть новая большая идея, которая даст толчок работе над глобальной позицией - ценностной и личностной. И это духовно должно обновить КСП, который внешне останется тем, чем является теперь и чем был в прошлом. И многие новые идеи получают отражение в песнях современных авторов. Но глобальной, ценностно обоснованной позиции современного человека по отношению к современному миру, которая объединила бы всё и всё пронизала, - такой позиции в них пока ещё нет. А иногда проявляется в некоторых других сферах. Например, в солдатских песнях. У воинов более критическая жизненная ситуация, без решения которой невозможно жить дальше. В самом деле, это люди, которые выполняли и выполняют свой долг, проявляли мужество, верность своим друзьям и своей стране, честность и т. д. Они не знают, как им быть дальше, как им себя ощущать. Замутились и спутались моральные представления. В их песнях, как в первые годы творчества бардов (те же гитары, те же наспех сделанные, неотработанные тексты, простое сопровождение), среди воспоминаний, событий и обращений к погибшим вдруг начинает звучать вопрос: неужели мужество и верность не имеют ценности сами по себе?
Реферат опубликован: 19/01/2010