Страница: 4/8
Пытаясь понять, как музыка действует на психологию человека и стараясь научиться управлять этим воздействием, арабские философы древности советовали: «Умному музыканту не следует играть зря, начинать надо с нижней струны лютни, чтоб внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, наконец, сладкие звуки, манящие к полному покою».
Однако сегодня наше восхищение вызывают не столько авторы сказаний, поэтичных мифов, преданий и поучений, наделявшие музыку сверхъестественной, магической силой, сколько те мыслители, которые поняли и впервые поведали миру о реальной силе музыкального искусства. Кажется поразительным, что более двух тысяч лет назад, когда музыка делала еще первые робкие шаги, в умах древнегреческих философов могла зародиться мысль, глубиной своей предвосхищавшая лучшие достижения музыкального искусства будущего. Она звучит так: музыка — величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать.
Со времени, когда были произнесены эти слова, пройдет еще много веков, пока начнется живая история музыки, музыки, которую мы слышим и исполняем сегодня. Но этот момент можно считать той важнейшей отправной точкой, когда музыка была признана и призвана стать Искусством в самом высоком значении этого слова.
МУЗЫКА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:
НЕ ТОЛЬКО ПИРАМИДЫ .
Сфинксы и пирамиды — вот первое, что вспоминает обычно каждый, когда речь заходит о Древнем Египте. Между тем в период расцвета этой крупнейшей цивилизации древнего мира поэзия и музыка были не менее популярными видами искусства, чем архитектура и скульптура. Есть все основания полагать, что и в этих областях египтяне достигли вершин под стать вершинам их пирамид.
Так, оказывается, что у Пушкина, написавшего под впечатлением оды римского поэта Горация знаменитые пророческие стихи «Я памятник себе воздвиг нерукотворный .», был и гораздо более древний предшественник. Еще в XIII веке до н. э. безвестный египетский писец вывел на свитке папируса строки, рожденные, возможно, за несколько столетий до него и предвосхищающие мысли и Горация, и Пушкина:
Мудрые писцы .
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставляли после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими .
Десятки веков, прошедших со времени существования Древнего Египта, по-своему осветили достижения искусства той далекой эпохи. Мы можем сегодня воочию восхищаться памятниками архитектуры египтян. По сохранившимся рисункам и скульптурам известно об их изобразительном искусстве. Сложнее обстоит дело с древнеегипетской музыкой, история не сохранила ее образцов. И мы, возможно, ничего не знали бы о ней, если бы не дошедшие до нас произведения других искусств. Настенные изображения в гробницах, бесценные строки литературных сочинений помогают нам представить многие интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздать картины музыкального быта этой страны.
.За длинным широким столом, уставленным разнообразными угощениями, собрались все — и хозяин дома, и его многочисленные гости. Однако к еде никто не притрагивается. Но вот по знаку хозяина в просторную залу один за другим входят музыканты и выстраиваются вокруг стола. Их около ста. Следует еще один знак, и помещение оглашается звуками музыки. Трапеза начинается .
Такую сцену можно было наблюдать в Древнем Египте в доме богатого вельможи.
Нечто подобное мы и видим на великолепно сохранившейся фреске гробницы в эль-Марна. Перед нами открывается картина, на которой видны и фараон, и его окружение. Она поражает множеством изображенных музыкальных инструментов, среди которых едва ли не самое почетное место занимают столь любимые египтянами арфы.
Впервые иероглиф, обозначающий слово «арфист», встречается в захоронении, относящемся к 4-й династии Древнего царства. Сами арфы, изображенные на рисунках этого периода, еще ничем почти не отличаются от простого лука. Совершенно иным инструмент стал во времена 12-й династии. На одной из фресок, созданной в этот период, запечатлена такая сцена: мать, кормящая грудью ребенка, слушает стоящего рядом на коленях певца, которому аккомпанирует арфист. Его инструмент уже напоминает современную арфу. Но поистине «царским» этот инструмент стал в период правления основателя 20-й династии Рамзеса III. Арфу начинают отделывать тонкой резьбой, золотом, черепаховой костью. Подножие инструмента украшается символическими фигурами сфинксов, зверей, головами богов и богинь.
Реферат опубликован: 11/08/2007