Возникновение музыки

Страница: 5/8

Разумеется, были в Древнем Египте и другие разнообразные инструменты. Мы специально остановились столь подробно именно на арфе, поскольку в истории этого инструмента молено увидеть отражение важнейших страниц древнеегипетской истории.

Интересным в этом отношении свидетельством является документ, относящийся к крупнейшему событию периода Нового царства — восстанию крестьян и рабов (примерно 1570 год до н. э.). «Тот, кто не знал даже тростниковой флейты,— пишет очевидец,— теперь стал владельцем арфы. Тот, кто прежде пел не для себя, восхваляет теперь богиню Мерт». Последняя фраза, возможно, станет более понят­ной, если мы вспомним, что Египет был первой страной, где существовало и весьма почиталось сословие профессиональных музыкантов (кто «пел не для себя»). Нетрудно также сделать вывод, что до восстания занятие музыкальным искусством было до­ступно, помимо профессионалов, лишь вельможам и жрецам. После восстания, по-видимому, произошла широкая демократизация музыкального искус­ства. Игра на арфе перестает быть привилегией власть имущих.

Меняется и характер изображаемых музыкальных сцен. На фресках, относящихся к тому времени, все чаще появляются теперь танцевальные эпизоды. Причем в движениях танцующих угадывается боль­шая динамика и свобода. Иной — видимо, более эмоциональной[3], выразительной, ритмически сложной — становится музыка.

Подчеркнуто ритмическое начало этой новой му­зыки подтверждается и появлением на этих изобра­жениях новых музыкальных инструментов, главным образом духовых и ударных. Тут и различные типы барабанов, и столь популярный среди египтян систр, под аккомпанемент[4] которого часто исполнялись стихи.

Впрочем, для аккомпанирования использовалась всякая инструментальная музыка. В сопровождении арф, флейт, тимпанов, лютней пелись гимны и песни, исполнялись стихи и танцы. Так было в Древнем Египте и повсюду в древнем мире: аккомпанемент считался наиглавнейшим назначением музыки.

Не обходилось без участия музыкантов и при отправлении обрядов в честь наиболее почитаемых бо­гов. Особенно пышное музыкальное убранство со­путствовало культу Осириса, олицетворявшего умирающую и воскрешающую растительность.

Не менее интересные музыкальные традиции существовали и в других странах древнего мира.

ЯПОНСКИЙ ПОСЛАННИК ПОЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ НОТЫ

Странное зрелище открылось бы перед нами, если б вдруг мы оказались на дипломатическом приеме в каком-либо государстве древности, где происходила аудиенция японского посланника. Развернув верительные грамоты, дипломат, представлявший интересы Страны восходящего солнца, обращался к иностранному правительству не с речью, а . с пением. Поэтому в древней Японии выражение «дипломатическая нота» имело двойной смысл: это был и документ, и своеобразное музы­кальное произведение.

Трудно сказать, пел ли посланник соло или под аккомпанемент. Кто знает, может быть, его выход сопровождался игрой на «трескучем» гобое — национальном японском инструменте наподобие куритель­ной трубки, состоящем из морской раковины и мунд­штука.

Неведомо нам и другое: что именно пели японские посланники и как это фиксировалось на бумаге. Эта музыка неизвестна сегодня потому, что мы не знаем нотного письма[5], которым пользовались в древней Японии. Хотя, например, до нас дошла система нотной записи, принятая в другой стране древнего востока — Индии.

Здесь, на родине легендарных Нареды и Брахмы, нотное письмо возникло задолго до того, как оно было изобретено в Европе. Древнеиндийскими уче­ными была детально разработана весьма сложная теория музыки[6], во многом предвосхищавшая совре­менную. Достаточно сказать, что гамма тоже со­стояла из семи нот. Каждая нота, как считали инду­сы, отражала определенное состояние души.

В Индии опоэтизировалось все, что связано было с музыкой. Но даже зная это, не может не вызывать удивления яркая образность и цветистость языка, которым написаны крупнейшие теоретические труды древнеиндийских музыковедов. «Зеркало гамм и ме­лодий», «Море эффектов», «Восторг обществ» — вот некоторые названия трактатов о музыке. А в «Свя­щенной книге Нарайан» теория музыки излагается . в стихах — факт, по-видимому, единственный во всей истории музыки. В ней читатель мог найти главы о пении, пантомиме[7] и игре на инструменте, называемом вина. В Индии, как и повсюду в древнем мире — мы уже упоминали об этом,— музыка была нерасторжи­мо связана с пантомимой, поэзией, танцами. Характерно, что само слово «музыка» — по - индусски «сангит» — означает единство пения, инструментальной музыки и танца.

Своего рода антиподами цветистых, поэтических выражений, которыми излагались теоретические основы музыки древними индусами, были «заземлен­ные» (как мы увидим, и в переносном, и в букваль­ном смысле) музыкальные термины древних арабов.

Реферат опубликован: 11/08/2007