Страница: 2/7
Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй о гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал его продуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишена возможности уделять ему время и внимание.
Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину своих предков.
С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года он сменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер был другом отца юного композитора,был так же жесток как Иоганн. Вскоре он был изгнан из театра,что подтвердило его никчемность, как клавесиониста.
"На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во время церковной службы."Затем был еще один монах, Ханцман. И,наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте.
Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить в детстве настоящего музыкального образования.
Общее образование Бетховена было еще более отрывочным и несистематичным. Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь.
Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но мальчик рос задумчивым и замкнутым.
Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший
1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск
12, - М., 1961г., стр. 45.
вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была
античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.
В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формирования взглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли, присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места.
Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередко заменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывал Бетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодаря своему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с их музыкой, их стилю.
В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина,
- естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится и терпеливо ждет места.
2) Юность.
Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста. Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевывает признание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист и клавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег, весной 1787 года отправляется в Вену.
Реферат опубликован: 28/03/2009