Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена

Страница: 6/7

В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на слава венского журналиста.

И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяет песням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен в том числе и русских, украинских и т.д.

Но к излюбленным жанрам в эти года Бетховен почти не возвращал­ся. Была написана лишь одна фортепьянная соната. Он словно размыш­лял, подводил итоги, оглядываясь на пройденный путь.

Фортепьянная соната. Ее классическую форму создал Гайдн и раз­вил Моцерт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из их достиже­ний, хотя сразу же заявил о себе новыми темами и образами.

_

1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.

- М., 1966г., стр. 79.

Жизнь Бетховена текла все более уединенно и тихо. Посетителей поражало его убогое заброшенное жилище. В эти годы заметно сократи­лось не только творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 году он в последний раз выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того, что стало невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, но ни у кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этом узнал, он впал в глубокое отча­янье. Он был поражен в самое сердце и до конца жизни жил под впе­чатлением этого ужаса .

К новым берегам .

В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаются но­вые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять гранди­озных сонат для фортепьяно и пять величественных струнных квартетов.

Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все они зна­чительно отличаются от сонат, написанных в "героические годы". Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и на­ряду с этим - глубокой философской лирики, сложной напряженной ра­боты мысли. Сонаты богаты контрастными образами, нов каждой побеж­дает просветленное начало, человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в мажорных тональностях.

Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самая монументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в ней неж­ность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, что­бы завершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховена является 31-я соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастные образы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатному творчеству композитора и прокла­дывает пути в сонатам романтиков.

Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5 квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.

Наряду с произведениями возвышенными, философскими, Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, в которых он словно отдыхает и развлекается.

Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну из симфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов, братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал дол­го. На протяжении всей своей жизни он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выражения Шиллера в музыке. Бетховен нас­таивал на том, что бы в симфонию были вставлены слова, хотя его современники были против этого.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года прев­ратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из - за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В конце одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход был ничтожным, ни один из пригла­шенных из королевской семьи и придворных не почтил композитора сво­им присутствием.

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни бы­ло всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каж­дом углу, музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторы мечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини. Бетховен так же пророчил будущее таким лю­дям как Лист.

Реферат опубликован: 28/03/2009