Модест Петрович Мусоргский

Страница: 1/10

Введение:

Модест Петрович Мусоргский

(1839 - 1881)

" .Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."

Ф.И. Шаляпин

Один из замечательных новаторов. Член “могучей кучки”. Один из величайших музыкальных психологов, который глубоко проник в психологию, как отдельной личности, так и народных масс. Передаёт неповторимые характеры. Он был последователем Даргомыжского, но пошёл гораздо дальше него: это путь раскрытия психологии, переживания, русской речевой интонации. Даргомыжского он считал своим учителем музыкальной правды, но пошёл гораздо дальше своего учителя. Мусоргский создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения. Поэтому ясно, что музыке близки жанры, связанные со словом: оперы, романсы. Из симфоний – “Ночь на Лысой Горе” и “Интермеццо”. Пять опер: “Саламбо” (не закончил), “Сорочинская ярмарка”. Создал народные, музыкальные драмы: “Борис Годунов” и “Хованщина”. Перед “Борисом Годуновым” он писал “Женитьбу” по Гоголю, в которой есть речевая интонация. (Не закончил.)

Мусоргский написал новаторский фортепианный цикл - “Картинки с выставки”. И огромное значение имеют романсы и песни. Мусоргский обновил все средства музыкальной выразительности: мелодию, гармонию, музыкальную форму. В своей мелодике он опирался на речевую интонацию и крестьянскую песню. Гармония очень необычна: нет привычных функциональных связей. Это соответствовало новым чувствам, поворотам. Совершенно новые формы, неожиданные повороты, которые диктуются развитием настроения, переживания.

Биография

Мусоргский родился 16 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода.

Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.

Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке - одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского - "Подпрапорщик".

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.

Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.

В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены "Могучей кучки" продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.

В 1856 году Мусоргский задумал оперу "Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, "ничего не вышло, потому, что не могло выйти" (Модесту было 17 лет).

В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов".

Реферат опубликован: 11/08/2008