Страница: 10/10
Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» – «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Абызова Е.Н. «Картинки с выставки».Мусоргского - М.: Музыка, 1987.
Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов, 5-е изд., Л, "Музыка", 1982.
М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989
Никулин В.В. С-П, 1998.
Рахманова М. Мусоргский и его время. – Советская музыка, 1980, №№ 9–10
Хубов Г. Мусоргский. М., 1969
Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975.
Реферат опубликован: 11/08/2008