Модест Петрович Мусоргский

Страница: 9/10

“Лиможский рынок” “Прогулка”

“Катакомбы”

“С мёртвыми на мёртвом языке”.

“Избушка на курьих ножках” (Баба-Яга) В средней части речевая интонация Непосредственно переходит в

“Богатырские ворота“.

И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления.

«Виртуозность без стереотипных форм виртуозности, выработанных фортепианной музыкой романтического направления, живопись, как средство образной конкретизации и выявления внутренней душевной сути изображаемого, выражающей себя через интонацию внешнего поведения и жеста, - так можно было бы сформулировать то новоё в области фортепианной стилистики, что пришло вместе с «Картинками с выставки» в культуру русского и мирового пианизма»

«Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.

2.5 Камерно-вокальное творчество

Мусоргский написал 67 романсов и песен. Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.

Писал песни на стихи Пушкина, Плещеева. Значительная часть написана на свои стихи. В конце творчества пишет романсы на Голенищева-Кутузова. Баллада “Забытый” по картине Верещагина:

Он смерть нашёл в краю чужом, В краю чужом, в бою с врагом. Но враг друзьями побеждён, Друзья ликуют . Только он На поле битвы позабыт, Один лежит . И между тем, как жадный вран, Пьёт кровь его из свежих ран И точит незакрытый глаз, Грозивший смертью в смерти час И насладившись, пьян и сыт, домой летит, Далёко там, в краю родном, Мать кормит сына под окном. "Агу, агу. Не плачь, сынок, Вернётся тятя - пирожок Тогда на радостях дружку Я испеку ." А тот забыт, один лежит .

В вокальном творчестве Мусоргского много новаторства: опора на речевую интонацию, а также на крестьянскую песню в мелодии, кварто-квинтовое созвучие (“Трепак”):

Лес да поляны, безлюдье кругом. Вьюга и плачет и стонет, Чуется, будто во мраке ночном, Злая, кого-то хоронит. Глядь, так и есть! В темноте мужика Смерть обнимает, ласкает, С пьяненьким пляшет вдвоём трепака, На ухо песнь напевает: "Ох, мужичок, старичок убогой, Пьян напился, поплёлся дорогой, А метель-то, ведьма, поднялась, взыграла, С поля в лес дремучий невзначай загнала.

Горем, тоской да нуждой томимый, Ляг, прикорни да усни, родимый! Я тебя, голубчик мой, снежком согрею, Вкруг тебя великую игру затею. Взбей-ко постель, ты, метель-лебёдка! Гей, начинай, запевай, погодка, Сказку да такую, чтоб всю ночь тянулась, Чтоб пьянчуге крепко под неё заснулось! Ой вы, леса, небеса да тучи, Темь, ветерок да снежок летучий, Свейтесь пеленою снежной, пуховою. Ею, как младенца, старичка прикрою.

Спи, мой дружок, мужичок счастливый, Лето пришло, расцвело! Над нивой Солнышко смеётся да серпы гуляют, Песенка несётся, голубки летают ."

Каждый раз форма новая: строится в соответствии с текстом. В каждой строфе музыка обновляется.

Заключение

При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы – незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П.А.Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным).

Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра – оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина.

Реферат опубликован: 11/08/2008